Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации преподавателю к проведению лекциям. Главная задача лекции – дать необходимый учебный материал по конкретной теме и поставить главные проблемы
Главная задача лекции – дать необходимый учебный материал по конкретной теме и поставить главные проблемы, т.е. дать основные образовательные ориентиры для дальнейшего самостоятельного усвоения студентами учебного материала. Значение лекционной формы в вузе трудно переоценить, т.к. многие темы и дидактические единицы модуля педагогики сложны и трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором. Большое количество учебников и учебных пособий по данному предмету дезориентирует студентов, а неоднозначная и весьма путаная трактовка педагогических категорий в словарях и энциклопедиях также осложняет процесс усвоения и понимания данной учебной дисциплины. Лекция важна и необходима с целью личного эмоционального взаимодействия лектора со студентами, где личность преподавателя должна положительно воздействовать на аудиторию и влиять на формирование ее взглядов и ценностей. Процесс воспитания на занятиях по педагогике отличается высокой культурой и глубиной мышления, когда в центре внимания оказываются не только педагогические процессы, но и ценности морального и эстетического характера. Одной из главных целей системы образования, наряду с общенаучной и специальной профессиональной подготовкой, является развитие человека как личности, полноценного и ответственного субъекта социального и педагогического действия. Важным условием реализации этой задачи является влияние образования на формирование мировоззрения будущего специалиста, что в большой мере осуществляется в процессе изучения студентами гуманитарных дисциплин, и главная роль в этом вопросе принадлежит модулю педагогики. Лекция представляет собой логическое изложение материала в соответствии с планом лекции, который сообщается студентам в начале каждой лекции, и имеет законченную форму, т. е. содержит пункты, позволяющие охватить весь материал, необходимый довести до студентов. Главной задачей лектора является организация процесса познания студентами материала изучаемой дисциплины на всех этапах ее освоения, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Лекция по модулю педагогики призвана решать следующие задачи: во-первых, когнитивную, т.е. дать студентам определенную систему теоретических знаний по изучаемой дисциплине, во-вторых, развивающую, т.е. способствовать выработке навыков самостоятельной познавательной деятельности и мышления, в-третьих, воспитательную. Перед лектором в ходе подготовки и проведения лекции стоят следующие задачи: 1. Передача знаний студентам и формирование умений по применению полученных знаний. 2. Определение дидактических единиц, рассматриваемых в процессе чтения лекции. 3. Выявление междисциплинарных связей с другими гуманитарными и естественными науками. 4. Предоставление студентам ссылок на учебно-справочную и методическую литературу для самостоятельного изучения философии. Требования к лекции: - научность и информативность (современный научный уровень) предлагаемого в лекции материала; - четкая структура раскрытия темы, последовательность изложения вопросов; - доказательность и аргументированность, достигаемые логикой и теоретическим обоснованием положений лекции, а также достаточным количеством ярких и убедительных примеров; - наличие нравственного, ценностного подхода при объективном освещении различных подходов, особенно по дискуссионным проблемам; - активизация мышления слушателей путем постановки вопросов для размышления, формулирования по ходу лекции вопросов, обращенных к повторению фрагментов уже изученных тем; - методическая обработка материала: выведение главных положений, подчеркивание основной мысли, формулирование выводов; - ясный и доступный язык изложения, разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Для решения названных задач при подготовке лекции преподавателю, осуществляющему преподавание данной дисциплины, целесообразно: • сформулировать цель и задачи лекции; • определить содержание лекции и план ее проведения так, чтобы это отвечало поставленным задачам лекции; • разработать методы активизации познавательной деятельности студентов с учетом уровня знаний студентов; • продумать возможности использования изучаемого материала в рамках других дисциплин и в практической деятельности; • представить ссылки на источники для самостоятельного изучения материала студентами; • по материалу лекции сформулировать задачи с целью подготовки студентов к семинарам Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету. На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач, перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его. Изучение дисциплины предполагает использование активных методов обучения. В их числе: · проблемная лекция – лекционная форма, в которой процесс обучения студентов приближен к поисковой, исследовательской деятельности; · анализ конкретных ситуаций (case-study), предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи; · имитационные упражнения, отличительная особенность которых – наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или оптимального решения проблемы; · семинар-дискуссия, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем; · «мозговой штурм», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов решения конкретной проблемы; · тренинги, позволяющие обеспечить развитие способностей, творческого потенциала студентов.
Date: 2015-07-27; view: 649; Нарушение авторских прав |