Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концептуальные положения
Методологическую основу программы составляют идеи философии образования, определяющие наиболее общие, фундаментальные цели, тенденции развития и функционирования профессионального образования, а также его гуманитарные смыслы и основы (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, Ю.В. Сенько); - методология образования студентов и школьников на культурологической основе (К. А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В. В. Краевский); - профессионально-личностное становление будущего специалиста (Н.А. Борытко, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, А.М. Маркова, Л.Н. Митина); концепция диалога в обучении (М.М. Бахтин, С.В. Белова, М.С. Каган); - концепция целостного и системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (В.С. Ильин, В.В. Краевский и др.); - концепции развития личности и ее деятельностной сущности (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Г.С. Смирнов, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, А.А. Ухтомский, В.А. Ядов и др.); - исследования об интеллигенции, ее сущности, роли в обществе (В.И. Астахова, К.Г. Барабакова, В.А. Красильников, В.С. Меметов, С.Б. Орлов, И.И. Осинский, Е.С. Элбакян), - концепции формирования интеллигенции в условиях профессионального образования (В.И. Андреев, Л.В. Викторова, Е.О. Галицких, Л.Д. Келеман, В.В. Краевский, Д.А. Ольшанский, А.А. Труфанов).
Рассматривая образовательный процесс в колледже как многоуровневую систему, мы выделяем в нем основные компоненты: цель – содержание – организационные формы – методы – результат. При этом были учтены положения ряда методологических подходов: системного, деятельностного, программно-целевого, личностно-ориентированного. Анализ работ С.Я. Батышева, А.С. Белкина, Е.П. Белозерцева, Д.А. Белухина, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Л.А. Воловича, Б.С. Гершунского, А.Г. Гостева, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, С.В. Кульневич, М.И. Махмутова, Э.Г.Юдина и др. позволяет связать включение личности в социокультурное пространство с процессом обучения в колледже. Анализ философской и педагогической литературы (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Л.В. Елагина, Г.Б. Корнетов, А.А. Плигин, Н.Н. Пядушкина, В.В.Сериков и др.) приводит нас к выводу о том, что приобщение к культурным ценностям включает в себя: - осмысление и присвоение знаний и умений (профессиональных понятий, теорий, знаков, терминов и т.д.); - рефлексивный подход к личному поведению и отношениям как культурной ценности; ориентацию будущего специалиста в нравственных нормах отношений; актуализацию социальных и профессиональных ценностей культуры; - превращение культурных ценностей в принцип поведения, отношений и деятельности; учет тенденций развития социокультурного пространства; - освоение профессионально-культурных норм отношений, исходя из: наличия культурных ценностей; - участия личности в процессе культурообразования; - приобщение личности будущего специалиста к различным информационным источникам профессиональной культуры; - организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установки: на ориентацию в социальных и профессиональных ценностях, на присвоение ценностей; - на творческое отношение к учебной и профессиональной деятельности; - на развитие рефлексивной культуры будущего специалиста, на переход обучения в самообучения, развития в саморазвитие Таким образом, постановка цели культуросообразно организованного среднего профессионального образования предполагает прогноз индивидуально-личностного развития будущего специалиста как интеллигента. Философия культуры, ее принципы и методы выступают теоретической основой изучения и формирования качеств интеллигента будущего специалиста. Основными требованиями системного подхода к разработке модели процесса формирования у студентов качеств интеллигентного человека в рамках среднего профессионального образования для нас явились следующие концептуальные положения: - всякая деятельность студентов, в том числе учебная, трудовая, познавательная и др., носит системный характер, системообразующим элементом является цель; - все виды деятельности включают мотив, потребность, цель, действия, операции, условия деятельности, результаты; -процесс формирования у студентов качеств интеллигента как основы будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе колледжа обеспечивается взаимосвязанной обучающей деятельностью преподавателя и учебной, учебно-профессиональной, трудовой, социальной деятельностью студентов, представляющей устойчивую взаимосвязь целевого, мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностного и оценочно-результативного компонентов. Деятельностный подход, который предполагает формирование качеств интеллигента на основе деятельности. В рамках данного подхода акцент делается на личность и ее деятельность. Выполнение требований этого подхода предполагает разработку и реализацию такой модели, которая обеспечит развитие будущего специалиста в его деятельности. В рамках личностного подхода основное внимание уделяется высокому уровню интеграции личностной позиции будущего специалиста, его качеств, профессиональных знаний и умений, которые соответствуют цели образования и формирования личности специалиста. Суть заключается в выявлении актуальных, востребованных качеств личности современного специалиста как интеллигента, и в учете этих качеств при разработке модели его подготовки. Субъективность формирования качеств интеллигента состоит в том, что оно осуществляется непосредственно познающим объектом, цель и мотив зависят от самого индивида и уровня его индивидуального сознания (самосознания). Рефлексивные процессы направлены на развитие самосознания, на осмысление и ориентацию действий субъекта (интеллектуальная рефлексия), на самоорганизацию, движение через самопознание и самоанализ себя, своего состояния, своей мыслительной деятельности, целостного «Я» (личностная рефлексия) и через осмысление (анализ) человеком личности и деятельности партнера по совместной деятельности, взаимоотображения субъектами друг друга (межличностная рефлексия). Самосознание стимулирует активность и опосредует формирование внутренних мотивов и ценностей. Обоснование сущности качеств интеллигента и их формирования в образовательном процессе среднего профессионального образования позволяет нам представить модель формирования у студентов качеств интеллигентного человека в образовательном процессе колледжа в виде целостного процесса, состоящего из взаимосвязанных функциональных подсистем. При разработке модели мы учитывали, что она является достаточно сложной динамической системой, в которой можно выделить ряд структурных компонентов. Каждая из указанных подсистем имеет самостоятельное значение и вместе с тем вступает в различные взаимосвязи с другими. Date: 2015-07-27; view: 339; Нарушение авторских прав |