Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуальные положения





Методологическую основу программы составляют идеи философии образования, определяющие наиболее общие, фундаментальные цели, тенденции развития и функционирования профессионального образования, а также его гуманитарные смыслы и основы (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, Ю.В. Сенько);

- методология образования студентов и школьников на культурологической основе (К. А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В. В. Краевский);

- профессионально-личностное становление будущего специалиста (Н.А. Борытко, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, А.М. Маркова, Л.Н. Митина); концепция диалога в обучении (М.М. Бахтин, С.В. Белова, М.С. Каган);

- концепция целостного и системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (В.С. Ильин, В.В. Краевский и др.);

- концепции развития личности и ее деятельностной сущности (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Г.С. Смирнов, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, А.А. Ухтомский, В.А. Ядов и др.);

- исследования об интеллигенции, ее сущности, роли в обществе (В.И. Астахова, К.Г. Барабакова, В.А. Красильников, В.С. Меметов, С.Б. Орлов, И.И. Осинский, Е.С. Элбакян),

- концепции формирования интеллигенции в условиях профессионального образования (В.И. Андреев, Л.В. Викторова, Е.О. Галицких, Л.Д. Келеман, В.В. Краевский, Д.А. Ольшанский, А.А. Труфанов).

 

Рассматривая образовательный процесс в колледже как многоуровневую систему, мы выделяем в нем основные компоненты: цель – содержание – организационные формы – методы – результат. При этом были учтены положения ряда методологических подходов: системного, деятельностного, программно-целевого, личностно-ориентированного. Анализ работ С.Я. Батышева, А.С. Белкина, Е.П. Белозерцева, Д.А. Белухина, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Л.А. Воловича, Б.С. Гершунского, А.Г. Гостева, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, С.В. Кульневич, М.И. Махмутова, Э.Г.Юдина и др. позволяет связать включение личности в социокультурное пространство с процессом обучения в колледже.

Анализ философской и педагогической литературы (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Л.В. Елагина, Г.Б. Корнетов, А.А. Плигин, Н.Н. Пядушкина, В.В.Сериков и др.) приводит нас к выводу о том, что приобщение к культурным ценностям включает в себя:

- осмысление и присвоение знаний и умений (профессиональных понятий, теорий, знаков, терминов и т.д.);

- рефлексивный подход к личному поведению и отношениям как культурной ценности; ориентацию будущего специалиста в нравственных нормах отношений; актуализацию социальных и профессиональных ценностей культуры;

- превращение культурных ценностей в принцип поведения, отношений и деятельности; учет тенденций развития социокультурного пространства;

- освоение профессионально-культурных норм отношений, исходя из: наличия культурных ценностей;

- участия личности в процессе культурообразования;

- приобщение личности будущего специалиста к различным информационным источникам профессиональной культуры;

- организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установки: на ориентацию в социальных и профессиональных ценностях, на присвоение ценностей;

- на творческое отношение к учебной и профессиональной деятельности;

- на развитие рефлексивной культуры будущего специалиста, на переход обучения в самообучения, развития в саморазвитие

Таким образом, постановка цели культуросообразно организованного среднего профессионального образования предполагает прогноз индивидуально-личностного развития будущего специалиста как интеллигента. Философия культуры, ее принципы и методы выступают теоретической основой изучения и формирования качеств интеллигента будущего специалиста.

Основными требованиями системного подхода к разработке модели процесса формирования у студентов качеств интеллигентного человека в рамках среднего профессионального образования для нас явились следующие концептуальные положения:

- всякая деятельность студентов, в том числе учебная, трудовая, познавательная и др., носит системный характер, системообразующим элементом является цель;

- все виды деятельности включают мотив, потребность, цель, действия, операции, условия деятельности, результаты;

-процесс формирования у студентов качеств интеллигента как основы будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе колледжа обеспечивается взаимосвязанной обучающей деятельностью преподавателя и учебной, учебно-профессиональной, трудовой, социальной деятельностью студентов, представляющей устойчивую взаимосвязь целевого, мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностного и оценочно-результативного компонентов.


Деятельностный подход, который предполагает формирование качеств интеллигента на основе деятельности. В рамках данного подхода акцент делается на личность и ее деятельность. Выполнение требований этого подхода предполагает разработку и реализацию такой модели, которая обеспечит развитие будущего специалиста в его деятельности.

В рамках личностного подхода основное внимание уделяется высокому уровню интеграции личностной позиции будущего специалиста, его качеств, профессиональных знаний и умений, которые соответствуют цели образования и формирования личности специалиста. Суть заключается в выявлении актуальных, востребованных качеств личности современного специалиста как интеллигента, и в учете этих качеств при разработке модели его подготовки.

Субъективность формирования качеств интеллигента состоит в том, что оно осуществляется непосредственно познающим объектом, цель и мотив зависят от самого индивида и уровня его индивидуального сознания (самосознания). Рефлексивные процессы направлены на развитие самосознания, на осмысление и ориентацию действий субъекта (интеллектуальная рефлексия), на самоорганизацию, движение через самопознание и самоанализ себя, своего состояния, своей мыслительной деятельности, целостного «Я» (личностная рефлексия) и через осмысление (анализ) человеком личности и деятельности партнера по совместной деятельности, взаимоотображения субъектами друг друга (межличностная рефлексия). Самосознание стимулирует активность и опосредует формирование внутренних мотивов и ценностей.

Обоснование сущности качеств интеллигента и их формирования в образовательном процессе среднего профессионального образования позволяет нам представить модель формирования у студентов качеств интеллигентного человека в образовательном процессе колледжа в виде целостного процесса, состоящего из взаимосвязанных функциональных подсистем.

При разработке модели мы учитывали, что она является достаточно сложной динамической системой, в которой можно выделить ряд структурных компонентов. Каждая из указанных подсистем имеет самостоятельное значение и вместе с тем вступает в различные взаимосвязи с другими.







Date: 2015-07-27; view: 339; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию