критерий
| показатели
| низкий
| средний
| высокий
|
стремление к совершенству, творчеству
| желание познавать, учиться, осваивать новое
| положительная мотивация учебно-познавательной деятельности
| наличие мотивации достижения успеха в учебной и социальной деятельности
| положительная мотивация на непрерывное образование и самообразование
|
направленность на саморазвитие, самовоспитание, творчество
| ориентация на образование (профессиональное) как социально-личностную ценность
| ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей
| установка на постоянное самосовершенствование и творчество
|
эрудированность,
убежденность в сознательном подчинении ценностям добра
| широта ума на основе большого объема знаний, хорошо развитые познавательные способности
| эпизодически читает, редко посещает культурные центры, массовые мероприятия
| эпизодически читает, посещает культурные центры, посещает массовые мероприятия
| много читает, посещает культурные центры, посещает массовые мероприятия
|
общая направленность всей деятельности и ценностных ориентаций, регулятор сознания и поведения; качество, в основе которого лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии с идеалами, взглядами, мировоззрением
| имеет убеждения, представления о ценностях, понятиях, нормах, достоинствах, решениях. Нет четкого соответствия с принятыми нормативными требованиями
| имеет убеждения, представления о ценностях, понятиях, нормах, достоинствах, решениях. Проводится линия по реализации этих убеждений и представлений
| сформулирована система ценностей, понятий, норм, достоинств, решений в соответствии с нормативными требованиями; активно реализует ценностные установки за счет интеграции духовного потенциала с научными знаниями, умениями и навыками в деятельности, поведении, в общении
|
сочувствие,
сопереживание
| отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей, побуждение к помощи
| может, но не считает необходимым всегда воспринимать внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, чувствовать переживания другого человека (страх, гнев, растроганность, стеснение и т.д.)
| не всегда получается, но старается воспринимать внутренний мир другого человека с сохранением
эмоциональных и смысловых оттенков, чувствовать переживания другого человека
| точно воспринимает внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков;тонко чувствует
переживания другого человека
(страх, гнев, растроганность, стеснение и т.д.); умеет оставить в стороне свое «я» и почувствовать себя другим человеком без предвзятости
|
умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека
| может, но не считает необходимым определять изменение состояния детей, с трудом понимает и объясняет особенности поведения в конкретных жизненных ситуациях, проявляет слепоту к переживаниям, мыслям другого человека
| умеет определять по внешним проявлениям, поступкам изменение состояния другого человека, но не всегда понимает, демонстрирует отрывочные представления о переживаниях другого и лишь эпизодически стремиться объяснить особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях
| умеет на протяжении всего взаимодействия определять по внешним проявлениям, поступкам изменение состояния других, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях, мысленно ставить себя в позицию другого
|
справедливость,
тактичность
|
объективная оценка людей в соответствии с истиной, чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не унижая достоинства людей
| не всегда удается устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с окружающими, находить контакт, общий язык и правильный тон с ними в различных обстоятельствах, не умеет при необходимости перестраивать отношения
| старается устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения
находить контакт, общий язык и правильный тон с ними в различных обстоятельствах, при необходимости перестраивать отношения
| устанавливает педагогически целесообразные взаимоотношения с другими, находить контакт, общий язык и правильный тон с ними в различных обстоятельствах, при необходимости перестраивать отношения
|
целенаправленность,
| умение ставить четкие цели и их достигать
| умеет прогнозировать средства и методы деятельности для достижения поставленных целей, ставить актуальные и достигаемые цели. Но не оценивает уровень их достижения, не делает выводы, не корректирует цели
| стремиться прогнозировать средства и методы деятельности для достижения целей, ставить актуальные и достигаемые цели. Не всегда может оценить уровень их достижения, сделать выводы и корректировать цели.
| умеет осознанно прогнозировать средства и методы деятельности для достижения цели, ставит актуальные и достигаемые цели, оценивать уровень их достижения, делать выводы и корректировать цели.
|
инициативность
| способность человека к самостоятельным волевым проявлениям
| не всегда проявляет инициативу и заинтересованное отношение к эффективной реализации системы социально одобряемых ценностных установок
| способен к эффективной реализации системы социально одобряемых ценностных установок и достижению результата
| самостоятельная постановка целей и самостоятельная организация действий, направленных на достижение этих целей
|
требовательность к себе,
саморегуляция,
самоанализ
| строгость, выполнения своих обязанностей, долга,
умение снимать излишнее напряжение, волнение, преодолевать в себе нерешительность, мобилизовать рабочее самочувствие; умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях; оптимистическое отношение к миру.
| не всегда умеет конструктивно использовать свое время, свои возможности, владеет искусством саморегуляции и самоменеджмента
| умеет конструктивно использовать свое время, свои возможности, владеет искусством саморегуляции и самоменеджмента
| умеет конструктивно использовать свое время, свои возможности, владеет искусством саморегуляции и самоменеджмента
|
Развитие в себе рефлексивной культуры
| овладение навыками самоконтроля, анализа результатов в начальной стадии; дается с трудом
| затрудняется, но стремиться овладеть навыками самоконтроля, анализа результатов
| стремление к объективному и своевременному контролю, всегда сравнивает запланированное и достигнутое, корректирует отклонения, контролирует процесс и результат, вооружен методами анализа
|
Введены количественные показатели: 3 балла, если наблюдается высокий уровень сформированности показателя; 2 балла, если наблюдается средний уровень, 1 балл, если наблюдается низкий уровень сформированности показателя. Для каждого показателя были определены признаки, характеризующие проявления качеств интеллигента, выраженные в бальной системе. Данный критериальный аппарат, на наш взгляд, позволит диагностировать уровень проявления у студентов качеств интеллигента на этапе СПО.