![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Фотография, кино
124. Какие иконические знаки могли в эволюции предшествовать наскальной живописи? —125. Как изображения, предметы и постройки становились произведениями искусства?— 126. Семиотическое своеобразие произведений изобразительного искусства. —127. Ико- 1 «Соединение в музыке символизированных человеческих ценностей и раскрепощенного самовыражения придает ей двоякую важность: она есть и "книга' (часто даже "священная книга"), в которой запечатлены представления о последних основаниях человеческого бытия, и "игра" (в смысле театра и спорта), увлекающая своими условными правилами и обнаруживаемой в них непредсказуемостью» (Чередниченко 1994, I, 108—109). Лекция XVII. СЕМИОТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ 341 ничность и конвенция в пластических (пространственных) искусствах. — 128. Семиотика парка и сада. — 129. Вклад кинематографа в развитие визуальных семиотик: новая «натуральность», динамика и синтаксис изображений Какие иконические знаки могли в эволюции ■ предшествовать наскальной живописи? В начале лекции XV об искусствах, основанных на семиотике движения, и лекции XVI о музыкальной семиотике рассматривались вопросы о «предтанце» и «предмузыке» в мире животных. Для понимания генезиса искусств существенно, что в мире птиц и зверей «танцы» наблюдаются чаще, чем явления, сопоставимые с музыкой. По-видимому, танец как вид искусства древнее музыки. Что касается изобразительного искусства, то его аналоги в мире животных отсутствуют. В феномене «украшения» гнезда, известного в брачном поведении у многих птиц1, как и в избыточно сложном и, с точки зрения человека, «красивом» пении соловья, нет ничего, что позволило бы видеть намек на будущее искусство, — ни «подражания», ни игры, ни «забавы», ни «освоения» фрагмента мира, ни тем более стремления «сделать красивое». По-видимому, явления изобразительного искусства возникают позже танца и пения — искусств, уходящих корнями в «телесные» (двигательные и звуковые) проявления эмоциональных и модально-волевых намерений и состояний древнего человека. Древнейшие проявления изобразительного искусства относятся к эпохе раннего палеолита (т.е. 150—40 тыс. лет назад, еще до появления вида homo sapiens и языка). Они связаны с так называемыми «медвежьими пещерами», известными по всей зоне расселения неандертальцев в Европе — от Пиренеев до Черноморского побережья Кавказа. В пещерах обнаружены кости (главным образом черепа и конечности) сотен убитых пещерных медведей. Это не захоронения убитых зверей, не целые скелеты и не «вообще кости», но определенные кости, которые зачем-то расположены рядом, иногда в некотором порядке. Особенно примечательны композиции, помещенные в пещерных углублениях, так называемых «каменных ящиках». Одна из таких композиций составлена из черепа медвежонка, который лежит на трех симметрично распо- 1 У австралийских и новозеландских птиц-шалашников самцы строят специальные «беседки», куда они приглашают самок и где идут брачные игры. «Будучи чуть крупнее нашего скворца, шалашник сооружает беседку высотой до полуметра и до метра в периметре. Ее стенки и пол он украшает цветами, перьями, ракушками, кусочками костей» (Панов 1980, 64). Украшение гнезда коммуникативно (это сексуальный релизер) и при этом продиктовано инстинктом, а не «свободным» намерением особи (в отличие от элементов игрового поведения у млекопитающих).
ложенных костях, взятых от трех других молодых медведей. В этих собраниях медвежьих костей помимо обрядовой стороны археологи видят «древнейшие музейные экспозиции, посвященные теме промыслового зверя» (Столяр 1972, 44). В пещере Монтеспан (Франция) в 1923 г. была найдена глиняная фигура медведя в натуральную величину с некогда прикрепленным к ней медвежьим черепом. Этому «натуральному макету» зверя не меньше 35 тыс. лет. Эволюционно за ним следует «крупная глиняная скульптура», уже с глиняной (а не натуральной) головой, и «малая круглая скульптура, фиксирующая достигнутую сознанием способность абстрагироваться от размеров живого прототипа»; далее процесс «денатурализации» и «дематериализации» творческих форм продолжался в рельефе и затем в лаконичном плоскостном рисунке (см. там же, 51, 68). Однако А. Д. Столяр не спешит в представленной эволюции способов изображения охотничьего зверя видеть искусство, предпочитая говорить не об искусстве, но об изобразительной деятельности неандертальцев. «Бесперспективность поисков художественного элемента в первых "музеях" типа "медвежьих пещер" очевидна; не входит он сколько бы то ни было зримо и в плоть древнейших глиняных изображений. Бытие искусства заключается не только в создании изобразительных памятников, но и в определенном типе общественного восприятия этих форм как эстетических ценностей. В данном случае налицо лишь один признак из двух необходимых — наличие же второго условия ничем не документируется» (там же, 67). Это важный для семиотики искусства принцип: художественное произведение невозможно без художественной рефлексии, т. е. без метасемиотического сознания. Изображение делается искусством не в силу своей «искусности» (сходства с прототипом или экспрессивности), а в силу того, что люди видят в нем эстетический смысл. Итак, объемные изображения предшествуют плоскостным; их первоначальным назначением (в эпоху homo neandertaliensis) была магия; отношение к изображениям как к эстетически самоценным объектам появляется спустя многие тысячелетия (в эпоху homo sapiens). 125 Как изображения, предметы и постройки ста- новились произведениями искусства? Компонент «искусства» не был исходным или основным в той синкретической деятельности, которую называют «первобытное искусство». В ней сливались не только разные протоискусства (например, танец и изображение), но и ряд других видов деятельности: 1) магия (т.е. попытка воздействовать на мир сверхъестествен--ным образом); 2) обряд (культовое поклонение тотему или духУ)' Date: 2015-07-25; view: 768; Нарушение авторских прав |