Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 337
спективе возрастание объемов музыкальных метатекстов, т. е. усиление саморефлексии музыки, связано с нарастающим ускорением истории музыки начиная с XV в., и особенно в последние два столетия. Почему так стремительно изменяется музы-■ кальный язык? В истории всех искусств наблюдается тенденция ко все более быстрой смене художественных систем (стилей, «языков», течений, направлений). Д.С.Лихачев связывал эту тенденцию с усилением личностного начала и увеличением «сектора свободы» художественного творчества и при этом отмечал, что указанное «ускорение» оборачивается «мельчанием» художественных систем: «Великие стили, охватывавшие все области человеческого духа1, сменяются более узкими направлениями в литературе и искусстве, затем направлениями, организующими только литературу или только какую-то ее часть (например, поэзию). При этом темп смены стилей и направлений все более убыстряется — выразительный знак их приближающегося конца» (Лихачев [1969] 1985, 200). Однако та стремительность, с которой изменяется музыкальный язык, оставляет далеко позади «ускорение» в развитии всех других искусств. В музыке XX в. (его музыкальный отсчет начинается с 1910 г.) Т.В.Чередниченко выделяет 10 главных направлений (Чередниченко 1993; 1994, II, 132—171). Хронология их появления выглядит так: 1910— 1920-е гг. — французский дадаизм, итальянский футуризм, русский конструктивизм 1930— 1940-е гг. — «конкретная музыка» 1950— 1970-е гг. — электронная музыка 1960— 1990-е гг. — сонористика 1950— 1960-е гг. — инструментальный театр (хэппенинг) 1970— 1990-е гг. — мультисенсорные процессы, или музыка окружающей среды 1910— 1950-е гг. — серийная (додекафонная) композиция, сериализм 1950—1970-е гг. — алеаторика, вариабельная и индетерминирован-ная композиция 1960— 1990-е гг. — минимализм 1970— 1990-е гг. — «новая простота». У истоков каждого направления стоят яркие личности (иногда группы); в самом замысле, концепции, лозунге — поражающая воображение и потому эпатирующая, иногда скандальная, возму- ' Имеются в виду барокко, классицизм, романтизм, сентиментализм. щающая небывалость1; виртуозные вербальные программы и манифесты; профессионально поставленные музыкальные, нередко музыкально-сценические и/или музыкально-вернисажные акции-эксперименты, использующие все сенсорные каналы восприятия, включая обоняние, вкус, осязание; необычные сочетания музыкальных инструментов и нетрадиционные приемы игры на них2; новые техники звукоизвлечения, нередко крупные технологические открытия3. Почему музыка оказывается самым смелым, самым экспериментальным и самым динамичным из всех искусств? Наиболее глубокое объяснение этого феномена — семиотическое. 1. В музыке форма важнее, чем содержание. Вследствие денотативной неопределенности музыкальных знаков (мотивов) и вто-ричности их значения по отношению к звучанию (т. е. к форме), в музыке, как ни в каком другом искусстве, форма (материал, фактура, «ткань» произведения) имеет самостоятельное и самоценное, самодовлеющее значение и при этом обладает возможностями самого мощного воздействия на чувства. Феномен музыки в чем-то сродни калейдоскопу. Музыкальная организация (т.е. мелодии, ритмы, композиция) превращает любые созвучия в эстетический объект. Так в калейдоскопе: вставленные в трубку 1 В том числе благодаря соединению с музыкой визуальных условий исполне 2 Например, у Кейджа есть произведения для инструмента, который он обо 3 Например, в электронной музыке и в сонористике при помощи синтезато Date: 2015-07-25; view: 489; Нарушение авторских прав |