Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XVII. Семиотика художественного изображения 347





но. Вся история пластических искусств может быть представлена как история развития конвенций в отображении жизни. Имен­но конвенции и отступления от них (т. е. появление новых конвен­ций) создают роды и жанры искусств, а также художественные направления, течения, стили, школы и индивидуальное своеоб­разие отдельных мастеров.

Природа конвенциональное™ различна. Есть конвенции, об­щие для целой группы изобразительных семиотик, — например, плоскостной характер живописных и графических произведений, объемный — в круглой скульптуре и объемно-плоскостной — в рельефе. Есть конвенции, характерные для культурно-религиоз­ных традиций. Например, в Древнем Египте в рельефных изоб­ражениях человека столетиями выдерживалась одна фантасти­ческая условность: голова и ноги изображались строго в про­филь, а торс — развернутым в анфас. Есть конвенции, присущие художественным эпохам, направлениям и школам. Например, ев­ропейское искусство в эпоху Возрождения достигло высокого со­вершенства в изображении пространства с учетом кажущегося уменьшения размеров предметов, а также изменений в восприя­тии цвета и ясности очертаний по мере удаления предметов от наблюдателя (законы прямой и воздушной перспективы). Однако позже в некоторых художественных течениях конца XIX—XX в. принципы перспективного изображения намеренно игнорирова­лись (прежде всего в примитивизме, кубизме, экспрессионизме).

В развитии визуальных искусств прослеживается своего рода баланс в соотношении изобразительности/условности (не пари­тет, но мера, некоторая константа). В истории отдельных тради­ций можно видеть, как тяга к наглядности сменяется интересом к условным, экспрессивно деформированным и «сгущенным» изоб­ражениям, а затем вновь возрастает иконичность.

В старину ценили умение создать на полотне «копию» вещи. По пре­данию, соревновались два греческих художника: Зевксис пытался отдер­нуть занавес, написанный Паррасием, а голуби клевали виноград, на­писанный Зевксисом.

В Европе от Ренессанса и еще в XVIII в. домашние библиотеки и ка­бинеты часто украшали так называемые «натюрморты-обманки» — изоб­ражения, создающие у зрителя иллюзию реальности: только пытаясь прикоснуться рукой (к книге, яблоку или бокалу), зритель видел, что ошибся. Иллюзия возникала благодаря тому, что художник «сокращал» глубину изображаемого пространства, в результате создавалось впечат­ление, что изображенные предметы как бы «выступали» за рамки карти­ны в пространство зрителя. Аналогичная техника используется в музей­ных диорамах (обычно для представления батальных сцен), когда изоб­раженные фигуры или вещи неотличимы от реальных или бутафорских предметов.


348 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ








Date: 2015-07-25; view: 606; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию