Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XVII. Семиотика художественного изображения 345





видел «конца» художественного полотна (как можно не успеть дочитать повесть или не дослушать песню).

4. Произведения изобразительного искусства, не обладая про­тяженностью во времени, отображают прежде всего статику мира. Здесь трудно передать движение, тем более развитие ситуа­ции, хотя в XIX—XX вв. художники, скульпторы, а затем и ма­стера фотоискусства не раз «бросали вызов» природе семиотики своего искусства, пытаясь так запечатлеть экстремальный мо­мент в движении модели, чтобы «остановить мгновение» и «пред­ставить» процесс в целом. Эти поиски отчетливо видны уже в позднем классицизме; ср. четыре конные группы П.К.Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге (1830-е гг., установлены в

1850 г.).

5. Произведения пластических искусств, изобразительных (жи­вопись, графика, скульптура) и неизобразительных (архитекту­ра, декоративное искусство), не обладая протяженностью во вре­мени, чисто физически занимают определенные простран­ства (поэтому соответствующие семиотики иногда называют про­странственными). Пространственность изобразительных ис­кусств и архитектуры отличает их от всех других искусств. Спек­такли, симфонии занимают пространство сцены только то время, пока их играют (исполняют). Круглая плоская коробка с пленкой фильма занимает некоторое место на полке, но фильм как произ­ведение искусства осуществляется на экране, а не на полке. После окончания сеанса фильм не занимает пространства и недоступен для восприятия. Аналогичная ситуация с повестью или стихотво­рением (если только его строка не стала призывом на растяжке, слоганом на рекламном щите или афоризмом-девизом на фрон­тоне здания).

Постоянное (или долговременное) воздействие на людей, при­сущее произведениям пространственных семиотик, всегда пони­мали власти, а также те, в чьи обязанности входило воспитание общественного сознания или управление им. Особенно значительны возможности воздействия на сознание у произведений не стан­кового, а монументального искусства (памятники и монументы; садово-парковое искусство; стенные росписи, панно, плафоны

и др.).

Сооружения и монументы обычно древнее, чем люди: отдель­ный человек просто застает их как данность, как часть мира. Люди в какой-то мере «просто» живут в этом пространстве — прохо­дят рядом, гуляют, назначают свидания «под башмаком» (скульп­турного изображения человека), привыкают к произведениям ис­кусства как к константам своего мира. Однако «просто жизнь» под сенью монументов отличается от «просто жизни» в отсутствие монументов; жители селения, где есть только хижины (избы),


346 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ

отличаются по ментальное™ от жителей поселка, в котором есть хотя бы одно небудничное сооружение — святилище, храм.

Пространство, насыщенное семиотически значимыми объек­тами, — «населенная архитектура» и «обитаемая скульптура» —. оказывает постоянное, хотя и разной силы, воздействие на со­знание человека. Особая действенность сооружений и монументов в том, что они находятся не в музее и не в доме, а просто занима­ют часть окружающего пространства.

Кажется, что нечеловеческие громады древнеегипетских пира­мид, как и вырастающие из гор гигантские сфинксы фараонов, с такой силой давили на сознание простого смертного, что жить рядом с ними было невозможно. Их мощь простиралась на мно­гие мили, преодолевая пределы, доступные глазу: воздвигнутые в скалистых безлюдных пустынях, пирамиды и сфинксы внушали трепет и благоговение перед нечеловеческой властью бога-царя. Подробнее об организующей силе пространственных семиотик см. в п. 128.

127 Иконичность и конвенция в пластических (пространственных) искусствах. Оппозиция иконичности (изобразительности, фигуративное™) и конвенцио­нальное™ (неизобразительности, условности, «абстрактности») пронизывает всю историю пространственных (визуальных) ис­кусств. Эта оппозиция определяет разделение искусств на изобра­зительные (живопись, скульптура, графика), возникшие в резуль­тате «подражания» миру и его «удвоения» в скульптуре или на полотне, и неизобразительные (декоративно-прикладное искусст­во, архитектура, художественное конструирование, «абстрактное» искусство), чье отношение к миру не является ни «подражани­ем», ни «удвоением». Однако оппозиция иконичности и конвен­циональное™ не только противопоставляет роды визуальных ис­кусств, но и объединяет их, потому что иконичность и конвенцио-нальность переплетаются в истории искусств и присутствуют в любом произведении. У визуальных пространственных искусств, как изобразительных, так и неизобразительных, одна общая сен­сорно-материальная основа — цвет, линия, форма. Поэтому, по большому счету, т.е. с точки зрения семиотики, они образуют один большой класс изобразительных семиотик, различающихся между собой мерой изобразительности.

В изобразительных искусствах иконичность была исходным свой­ством их знаков (знаков-изображений). В отличие от танца и, осо­бенно, музыки, план содержания изобразительных искусств в большей мере доступен для словесного, в том числе «заочного» рассказа или характеристики. Вместе с тем любое произведение изобразительного искусства в той или иной мере конвенциональ-








Date: 2015-07-25; view: 1070; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию