Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVII. Семиотика художественного изображения 345
видел «конца» художественного полотна (как можно не успеть дочитать повесть или не дослушать песню). 4. Произведения изобразительного искусства, не обладая протяженностью во времени, отображают прежде всего статику мира. Здесь трудно передать движение, тем более развитие ситуации, хотя в XIX—XX вв. художники, скульпторы, а затем и мастера фотоискусства не раз «бросали вызов» природе семиотики своего искусства, пытаясь так запечатлеть экстремальный момент в движении модели, чтобы «остановить мгновение» и «представить» процесс в целом. Эти поиски отчетливо видны уже в позднем классицизме; ср. четыре конные группы П.К.Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге (1830-е гг., установлены в 1850 г.). 5. Произведения пластических искусств, изобразительных (живопись, графика, скульптура) и неизобразительных (архитектура, декоративное искусство), не обладая протяженностью во времени, чисто физически занимают определенные пространства (поэтому соответствующие семиотики иногда называют пространственными). Пространственность изобразительных искусств и архитектуры отличает их от всех других искусств. Спектакли, симфонии занимают пространство сцены только то время, пока их играют (исполняют). Круглая плоская коробка с пленкой фильма занимает некоторое место на полке, но фильм как произведение искусства осуществляется на экране, а не на полке. После окончания сеанса фильм не занимает пространства и недоступен для восприятия. Аналогичная ситуация с повестью или стихотворением (если только его строка не стала призывом на растяжке, слоганом на рекламном щите или афоризмом-девизом на фронтоне здания). Постоянное (или долговременное) воздействие на людей, присущее произведениям пространственных семиотик, всегда понимали власти, а также те, в чьи обязанности входило воспитание общественного сознания или управление им. Особенно значительны возможности воздействия на сознание у произведений не станкового, а монументального искусства (памятники и монументы; садово-парковое искусство; стенные росписи, панно, плафоны и др.). Сооружения и монументы обычно древнее, чем люди: отдельный человек просто застает их как данность, как часть мира. Люди в какой-то мере «просто» живут в этом пространстве — проходят рядом, гуляют, назначают свидания «под башмаком» (скульптурного изображения человека), привыкают к произведениям искусства как к константам своего мира. Однако «просто жизнь» под сенью монументов отличается от «просто жизни» в отсутствие монументов; жители селения, где есть только хижины (избы), 346 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ отличаются по ментальное™ от жителей поселка, в котором есть хотя бы одно небудничное сооружение — святилище, храм. Пространство, насыщенное семиотически значимыми объектами, — «населенная архитектура» и «обитаемая скульптура» —. оказывает постоянное, хотя и разной силы, воздействие на сознание человека. Особая действенность сооружений и монументов в том, что они находятся не в музее и не в доме, а просто занимают часть окружающего пространства. Кажется, что нечеловеческие громады древнеегипетских пирамид, как и вырастающие из гор гигантские сфинксы фараонов, с такой силой давили на сознание простого смертного, что жить рядом с ними было невозможно. Их мощь простиралась на многие мили, преодолевая пределы, доступные глазу: воздвигнутые в скалистых безлюдных пустынях, пирамиды и сфинксы внушали трепет и благоговение перед нечеловеческой властью бога-царя. Подробнее об организующей силе пространственных семиотик см. в п. 128. 127 Иконичность и конвенция в пластических (пространственных) искусствах. Оппозиция иконичности (изобразительности, фигуративное™) и конвенциональное™ (неизобразительности, условности, «абстрактности») пронизывает всю историю пространственных (визуальных) искусств. Эта оппозиция определяет разделение искусств на изобразительные (живопись, скульптура, графика), возникшие в результате «подражания» миру и его «удвоения» в скульптуре или на полотне, и неизобразительные (декоративно-прикладное искусство, архитектура, художественное конструирование, «абстрактное» искусство), чье отношение к миру не является ни «подражанием», ни «удвоением». Однако оппозиция иконичности и конвенциональное™ не только противопоставляет роды визуальных искусств, но и объединяет их, потому что иконичность и конвенцио-нальность переплетаются в истории искусств и присутствуют в любом произведении. У визуальных пространственных искусств, как изобразительных, так и неизобразительных, одна общая сенсорно-материальная основа — цвет, линия, форма. Поэтому, по большому счету, т.е. с точки зрения семиотики, они образуют один большой класс изобразительных семиотик, различающихся между собой мерой изобразительности. В изобразительных искусствах иконичность была исходным свойством их знаков (знаков-изображений). В отличие от танца и, особенно, музыки, план содержания изобразительных искусств в большей мере доступен для словесного, в том числе «заочного» рассказа или характеристики. Вместе с тем любое произведение изобразительного искусства в той или иной мере конвенциональ- Date: 2015-07-25; view: 1070; Нарушение авторских прав |