Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 335
т.е. интенсификации музыкальной жизни. С одной стороны, возможность зафиксировать музыкальное сочинение на бумаге освобождала память композитора для создания новых произведений, что создавало условия для профессиональной композиции (в том числе и для развития авторского права). С другой стороны, возможность архивации музыкального произведения в графике позволяла отложить его исполнение до каких-то «лучших времен», или обнаружить произведение, например в библиотеке, или переслать ноты в другую страну и т. д. В результате ширилась экспансия музыкальных произведений в новые музыкально-культурные миры, росла насыщенность культуры музыкальными образцами. В-третьих, музыкальная нотация стала началом музыковедения. Средства записи музыки, как и другая великая дублирующая семиотика — буквенно-звуковое письмо, — становятся возможны только на определенном продвинутом этапе метамузыкаль-ной (метасемиотической) рефлексии сознания. Якобсон писал, что становление метаязыковой функции у ребенка означает преодоление им самой высокой ступени на пути к интеллектуальной зрелости. Тезис Якобсона вполне релевантен и в филогенетической перспективе, в том числе применительно к разным семио-тикам. В истории музыки формирование средств ее записи было самым значительным проявлением метамузыкальной рефлексии. Оно стимулировало дальнейшее развитие осознания музыки, что происходило в разговорах и сочинениях о музыке. С течением времени объемы текстов о музыке возрастали (в XIX— XX вв. они возрастали лавинообразно). Музыка и музыковедение связаны теснее, чем художественная литература и литературоведение или кино и киноведение. Это объясняется ослабленной денотативностью семантики музыкальных «лексем» (см. пп. 118.2). Поэтому для музыки интерпретация важнее, чем для кино или живописи. В шутливом афоризме В музыке поймешь то, что о ней прочтешь есть большая доля правды. Неслучайно так много словесных текстов о музыке создают сами композиторы, и эта тенденция усиливается1. В семиотической пер- 1 Ср.: «"Композиторское музыковедение" составляет один из аспектов композиторского "музыкоделания"» (Чередниченко 1993, 218). И в финале статьи: «Сама эта музыка окружена толкованиями — едва ли не каждый значительный новатор XX века представлен не только нотами и пластинками, но и томами статей о собственном творчестве и творчестве близких по направлению коллег. Однако тенденция композиторских комментариев такова, что, словно темная ниша, делающая более ярким свет свечи, словесное оплетение музыки, вроде бы рационально объясняющее ее замысел и способ делания, только оттеняет принципиальную непонятность задуманного и осуществленного. <...> Комментарий композитора нацелен не столько на объяснение, сколько на эффект горизонта: постоянно отодвигаемого понимания, которое — именно в своем ускользании — как бы включено в музыкальный смысл» (там же, 232). 336 Часть пят ая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ Date: 2015-07-25; view: 490; Нарушение авторских прав |