Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVII. Семиотика художественного изображения 343
3) тренировка накануне охоты (в таком случае изображение выступало как тренировочный макет или мишень); 4) познавательная деятельность (изображение было воплощением или воспроизведением «понятого» и «наглядным пособием» для передачи этого знания другим). Обтянутый шкурой «натуральный макет» медведя, на которого охотится племя неандертальцев (см. п. 124), был прежде всего инструментом магии (т.е. попытки победить зверя, побивая его глиняного «двойника»), но также и снарядом для упражнений в предстоящей охоте (отсюда ямки — «раны» на глиняной болванке как следы физического умерщвления изображения). Раскрашенные деревянные маски африканского племени йорубов, в которых исполнялся обрядовый танец, были в первую очередь атрибутом культа (т.е. поклонения духу или тотему), но также и воплощенным в маске знанием о духе (т.е. его образом»), и древнейшим жанром скульптуры йорубов. Таковы истоки изобразительных искусств как основного класса визуальных художественных семиотик. Что касается неизобразительных визуальных семиотик (архитектуры и декоративно-прикладного искусства), то в артефактах и постройках элемент «искусства» появлялся вследствие некоторого «избытка сил» у их создателей: в результате возникали свойства, избыточные по отношению к утилитарному назначению вещи или жилища (вроде кругового орнамента на кувшине, резного узора на гарпуне или симметрии в переплетениях тростника разных оттенков при устройстве хижины). Однако и здесь превышение утилитарного назначения вещей первоначально было связано не столько с «красотой», сколько с функциями обрядово-магиче-скими (знаки-обереги, культовый наряд жреца, культовые постройки), опознавательно-герольдическими и суггестивными по отношению к соплеменникам и неприятелям. Позже эти направления художественных поисков дадут начало неизобразительным ветвям пластических искусств —- декоративно-прикладному искусству и архитектуре. В отличие от обладающих эстетической функцией знаков-изоб-Ражений, в которых всегда в той или иной мере присутствует познавательный компонент, «неизобразительный» декор непосредственно не несет такого рода информации. Зато именно здесь раньше всего возникают представления о красоте исходной материи изобразительных языков — цвета, линии, формы. Таким образом, древнейшие знаки-изображения, впечатляющие архитектурные сооружения и неизобразительный декор были полифункциональны. Их эстетическая ценность возникает как результат рефлексирующей традиции и связанного с ней стремле-нИя воспроизвести и развить то, что стало казаться «красивым». 344 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ ___________________ Эстетическая функция знака-изображения, эстетические свойства декора или сооружения в сравнении с их магической, культовой, познавательной, воспитательно-внушающей или социально-репрезентативной задачами, по-видимому, наименее утилитарны. Поэтому можно думать, что в мире изобразительных семиотик феномен «чистого искусства», т.е. произведения, которое создавалось для красоты, удовольствия и развлечения, возникает довольно поздно (если говорить о средиземноморской культуре, то, по-видимому, в VIII в. до н.э., т.е. в Древней Греции). 126 Семиотическое своеобразие произведений изобразительного искусства. Эти черты были названы и в значительной мере обсуждены в предшествующих разделах книги: в лекции XIII (о типах строения знаковых систем), в п. 104 «О способах накопления информации на географических картах и художественных полотнах», и в лекции XV (об искусствах, основанных на движениях тела человека), в пп. 113.3. «Семиотическая антитеза театру (изобразительное искусство)». В данном пункте кроме сводного представления этих различий содержится их генетическая интерпретация. 1. В отличие от речевого высказывания, которое строится из слов, или спектакля, который строится из мизансцен, произведение изобразительного искусства не строится из содержательных единиц «младшего ранга». В изобразительном искусстве нет таких «младших» знаков: его основной единицей является целостное (законченное) изображение, т.е. основная единица языка изобразительного искусства и его отдельное произведение совпадают «по синтаксической иерархии». Эта черта (принадлежность к одному иерархическому уровню основной знаковой единицы и всего произведения) резко отличает изобразительное искусство от таких семиотик, как этнический язык, музыка, танец, литература, театр, кинематограф. 2. В изобразительном искусстве преобладает прямая и сильная иконичность (что особенно очевидно при его сопоставлении с музыкой, балетом, лирической поэзией). Подробное обсуждение вопроса о соотношении изобразительности и неизобразительности визуальных искусств (архитектуры, декоративного искусства, абстрактной живописи и др.) см. в п. 127. 3. Произведения изобразительного искусства не развертываются во времени: их восприятие происходит одномоментно (в отличие от восприятия речи, танца, песни, повести, фильма), что, разумеется, не исключает длительности самого «момента» восприятия: зритель может долго стоять перед понравившейся картиной, много раз и подолгу рассматривать репродукцию в альбоме и т.д., но ни в одном случае нельзя сказать, что он «еще» не Date: 2015-07-25; view: 1693; Нарушение авторских прав |