![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 333
Содержание музыки, предельно абстрактное, обобщенное и «не отделимое» от выражающих его звуков, непереводимо ни на язык слов, ни в зримые «картинки» окружающей жизни. Содержание музыки не денотативно в той мере, в какой денотативно вербальное высказывание или произведение неабстрактной живописи. Напомню определение денотата музыкального знака, предложенное Б. М. Гаспаровым: денотат мотива вторичен, произволен от звучания, а не первичен, как в знаках языка и других семио-тик(см. пп. 118.4). Согласно другим концепциям, музыкальный знак вообще не денотативен. Именно в отсутствии у музыкальных знаков денотатов Н. И.Жин-кин видел объяснение выдающейся чувственно-эмоциональной выразительности музыки. В докладе в Московской консерватории «Музыка и речь» (прочитанном в начале 1960-х гг.), называя музыку способом «транспортировки чувств», Жинкин так говорил о ее неденотативности: «При помощи музыкальных правил, организующих звуковой материал, передаются наиболее дорогие для человека чувства. Для этого из музыки исключаются денотаты, исключаются значения. Оставляется только смысл. Не так важно, по поводу чего я грущу, на что надеюсь, и эта надежда меня радует. Эту надежду можно перевести в бесконечном множестве вариантов, в тысячах слов. <...> Потому-то музыка так и волнует человека, что в ней запечатлевается самое дорогое, что есть в нем, — это он с а м...» (Цит. по комментариям к другой работе Н. И.Жинкина; см.: Жинкин 1984, 147 [публикация С.И.Гиндина]). Содержание музыки абстрактно, но это не отвлеченность числовых соотношений — это абстрактность обобщения схожих чувств. В интонации нет значений, но есть эмоциональный смысл. Обращаясь к опыту восприятия поэзии, Н. И. Жинкин писал: «Если из поэтического произведения убрать смысловое содержание и оставить только интонационную форму, т. е. просто "промычать" стихотворение, то мы увидим, что интонационная форма не лишена своего смысла. Мы узнаем в ней радость или грусть, вопрос и сомнение, надежду и ожидание. Следовательно, интонационная форма, хотя и фундируется на логическом сообщении, #° может быть оторвана от него и свободно переходить с одного сообщения на другое. Больше того, она сама может стать сообщением. Так, одно и то же логическое сообщение может быть произнесено на разные интонационные лады. <...> Таким образом, музыка действительно выражает мысль, ибо несет в себе интонационную форму, которая имеет смысл, потому что является формой чувства» (Жинкин 1985, 79 — 80). Семиотическая революция в музыке: изобре-■ тение нотной записи как начало музыковедения. Создание графических средств, позволяющих зафиксировать музыку на бумаге (или, как в древности, на папирусе или глиняных дощечках), по своей значимости — это революционное событие в истории музыки и коммуникации. Однако в иеторико-хронологическом плане оно отнюдь не было революцией, но длительной эволюцией и, следовательно, не столько изобретением, сколько постепенным развитием и совершенствованием графических средств передачи звучания. История средств записи музыки обнаруживает их тесную связь с развитием письма в целом: первые системы языкового и музыкального письма появляются в одних культурах и принадлежат одному типу письма. Записи музыки, как и записи речевых сообщений, начинались с рисунков, которые постепенно эволюционировали в направлении к пиктографии и иероглифике. Первые рисуночные и иероглифические жреческие записи музыки были найдены в Древнем Египте. В Древнем Вавилоне музыкальное письмо, как и языковое, было слоговым и клинописным. В Древней Греции, которая явилась европейской родиной буквенно-звуко-вого письма, музыку записывали с помощью букв греческого алфавита, фиксируя различия в высоте звуков. К греческим и латинским буквенным изображениям нот (вначале в прямоугольных начертаниях) и восходят современные ноты. В VI—VII вв. в европейской церковной музыке появляется нёвменная нотация, или невмы1. Это запись музыки, в которой, как на диаграмме, изображалось восходящее и нисходящее движение мелодии, но при этом общие высоты звуков не определялись. Нёвменная запись выстроена по одной линии, в ней присутствует наглядное движение тона, т.е. имеет место иконическая передача звучания. Позже горизонтальных линий стало Две, в XI в. — четыре. Это было изобретением итальянского музыканта и теоретика музыки Гвидо Аретинского, наставника монастырской певческой школы в Ареццо; от него также идут слоговые названия шести 1 Слово невмы происходит от средневек. лат. пеита, которое связано с греч. Рпёита 'дыхание'; форма единственного числа нёвма — это отдельный значок в нёвменной записи.
ступеней звукоряда — ут, ре, ми, фа, соль, ля, в котором позже слог ущ заменили на до и добавили слог си (см.: ЭслМуз 1985, 202; Чередниченко 1994, II, 17-18). В русской музыкальной культуре разновидность невменной нотации известна как крюковое письмо (крюки, или знамёна); древнейшие памятники крюкового письма (руководства по знаменному распеву церковному осмогласному пению) относятся к XI в. В XIII—XVII вв. появляется мензуральная нотация (от лат. mensura 'мера'), в которой наглядно передавались высоты звуков и их длительности, а также длительность пауз. В XVI в. квадратные головки нотных знаков округлились; появились «белые» (незаполненные) и «черные» (заполненные) нотные знаки; нотный стан стал 5-линейным, что позволяло объединить наглядность невм со звуковысотной точностью буквенных записей. По мере развития многоголосия стали записывать в разных строках (одна под другой) партии разных голосов и объединять их общей начальной чертой. В целом линейная нотация позволяет точно и исчерпывающе передавать звуковую фактуру музыкального сочинения с той полнотой, которая обеспечивает его безупречное воспроизведение. В XVI в. в Венеции появляются партитуры1 — нотные записи всех голосов многоголосного музыкального произведения. В партитурах в определенном порядке, одна под другой, записываются партии всех синхронно звучащих голосов и инструментов. Например, в партитуре для симфонического оркестра партии отдельных групп инструментов записываются в следующем порядке (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые. Оперные, балетные, вокально-хоровые партитуры последовательно включают записи всех синхронно исполняемых инструментальных, вокальных и танцевальных партий. Создание средств записи музыки имело выдающееся значение в ее истории. По своим революционизирующим последствиям изобретение нотной записи вполне сопоставимо с изобретением письма в истории языковой (речевой) коммуникации. Во-первых, музыкальная нотация создает автономию музыкального произведения от исполнительской традиции. Графическая (беззвучная) запись позволяет, например, поставить оперу только по партитуре и либретто, вне традиции ее исполнения на других сценах. Независимое от исполнителей существование (сохранение) музыкального произведения в культуре означает более надежную трансляцию достижений музыкального творчества в пространстве и времени; становится возможным «заочное», не непосредственное, не прямое музыкальное общение. Во-вторых, музыкальная нотация способствует резкому возрастанию объемов музыкального творчества и потребления музыки, 1 Партитура— от лат. pars, partis 'часть', а также ряд производных значений, в том числе '(политическая) партия', '(театральная) роль'; позднелат. partes 'голоса'; итал. partituга 'разделение, распределение'. Date: 2015-07-25; view: 692; Нарушение авторских прав |