Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 339
зеркальные поверхности, отражаясь друг в друге, создают повторы ц симметрию и тем самым преобразуют щепотку цветных стеклышек в правильные узоры, которые способны доставлять эстетическое удовольствие. Сравнение музыки с калейдоскопом подводит к еще одной параллели: музыка и абстрактное изобразительное искусство. Однако в данном случае эвристически более интересны несходства между двумя се-миотиками. Восприятие произведений абстрактного искусства в сравнении с восприятием неабстрактных полотен и скульптур происходит с большим участием интеллекта и меньшим участием чувств, т.е. того теплого, эмоционально окрашенного опыта-воспоминания, который актуализируется в сознании иконическими знаками искусств. Между тем восприятие произведений абстрактного искусства весьма опосредованно, не прямо связано с эмоциональной сферой сознания; в сравнении с восприятием музыки оно рассудочно и холодно. Возможно, в кругу всех искусств абстрактная живопись и скульптура выступают как самые «ле-вополушарные» семиотики, т.е. обращенные к интеллекту в наибольшей мере. 2. В музыке, как ни в каком другом искусстве, существенны и В области опус-музыки успех произведения определяется не его популярностью в массах, но степенью его новизны, непохожести на все известное, степенью альтернативности по отношению к традиции. Однако при этом важно, чтобы произведение было замечено. Последнее объясняет склонность творцов-авангардистов к шумным эпатирующим акциям (несмотря на адресованность авангардной музыки узкому кругу ценителей). 3. Вследствие ускорения в развитии средств музыкальной эксп композиторским творчеством и музыкальными его обоснованиями исчез слой внутримузыкальной аксиоматики. Исчез, другими словами, нормативный технологический образ "музыки вообще"» (Чередниченко 1994, И, 138). Место музыки в семиотическом континууме ■ культуры. Каждая семиотика по-своему уникальна—в той мере, в какой она нужна людям и незаменима аналогами (как цифры незаменимы словами, а пантомима — балетом). Однако семиотическая уникальность музыки особого рода: некоторые ее характеристики превышают аналогичные или сопоставимые черты всех других семиотик. В сравнении с другими искусствами музыка предстает как экстремальная семиотика. A. Музыка превосходит все другие семиотики по богатству и Б. Музыка превосходит все другие семиотики по своей проникающей психической силе — по способности воздействовать на человеческое сознание, включая его глубинные (подсознательные) области. Человек слышит музыку не только «ухом», но и телом, самим организмом: восприятие музыки есть скрытое (внутрителес-ное) рефлекторное воспроизведение слышимого звучания1. В этом состоит психофизиологическая причина максимальной проникающей способности и действенности музыки. B. Музыка превосходит все другие семиотики по своей фор 1 Внутрителесное восприятие музыки локализовано прежде всего в органах Речи, включая легкие, и в тех биологических метрономах, в которых заложены Ритмы мышечной активности организма. Аналогичная закономерность характерна для восприятия речи: ее распознавание есть процесс внутреннего проговари-вания (скрытая, хотя и редуцированная, работа органов речи реципиента при восприятии обращенной к нему речи зафиксирована с помощью рентгеноки-носъемки). 340 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ ______________ и состояний. В семиотическом континууме искусств она находится между «писанием книги» и «игрой-состязанием»1. Г. Музыка выступает как авангард в эстетических и нравственных поисках человечества. Ей первой открываются новые аспекты бытия. Поразительна ее чуткость к новым умонастроениям в обществе. Социальные перемены раньше всего появляются в музыке. Музыковеды задолго до горбачевской «перестройки», до экономики и политики, почувствовали грядущие перемены: «в 1970-х годах было уже очевидно, что советская музыка (в узком и точном смысле этого термина) кончилась» (Чередниченко 1994, II, 164). Культурно-идеологическая экспансия начинается с музыки и успешнее всего идет именно в музыке (так американцы «приручали» послевоенную Японию с помощью своей эстрадной музыки). Именно музыка побуждает человечество задуматься о «непонятном», о смыслах, которые не удается «перевести» на язык слов или чисел. У непонимания есть высокая познавательная и нравственная ценность: оно предупреждает о границах человеческих возможностей в объективном мире. «Когда музыка отдаляется от нашего понимания, она учит непреложности факта, обходящегося без толкования. <...> Захламленность культуры заведомой понятностью любых проблем не позволяет вовремя насторожиться, ответственно отнестись к жизни. Новая музыка учит чуткости — к себе и миру. Ускользающее понимание, к которому она идет, — это и есть состояние чуткости чувства и мысли» (Чередниченко 1994, II, 166-167). Date: 2015-07-25; view: 815; Нарушение авторских прав |