Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 329





В) искусство канонической1 импровизации (литургический распев, тра­диционные неевропейские инструментальные и вокально-инструменталь-Hbie импровизационные циклы, например узбекский маком);

Г) опус-музыка (европейская авторская композиция XI — XX веков, од­ним из основных понятий которой является "opus" — оригинальное сочине­ние, зафиксированное в нотном тексте» (Чередниченко 1994, I, 109— ПО)2.

Каждый тип музыкальной культуры — это отдельный музыкальный мир со своей внутренней и при этом разнопризнаковой организацией. Так, в мире «опус-музыки» есть своя многопризнаковая типология ком­позиционного творчества (ср. весомость только одной из трех оппози­ций: противопоставление музыки, зависимой от слов или танца, и музыки независимой, автономной). На следующих ярусах семиоти­ческого здания музыки феномены музыкальной культуры группируются на основе оппозиций жанров (песня, романс, кантата, опера, фуга, фантазия, симфония и т.д.), композиционных форм (рондо, вариа­ции, циклы), элементов композиции (увертюра, ария, реприза, кода и др.) и т.д.

Таким образом, многоуровневая семиотическая структура ис­кусства музыки предстает как порождающая система с бесконеч­но разнообразными выразительными возможностями. Создавае­мые на языке музыки тексты (музыкальные произведения) в срав­нении с произведениями других искусств (исключая синкрети­ческие искусства театра и кино) характеризуются максимальной структурной сложностью и формальным разнообразием. По бо­гатству типов, жанров, родов, видов, художественных стилей и композиционных форм музыка представляет собой семиотику более богатую, нежели искусство слова.

 

Парадоксальность плана содержания музы-■ ки: двуполярное соединение самого чув­ственного и самого абстрактного. Несмотря на разветвлен-ность музыкальной терминологии и богатство словесной литера­туры о музыке, вопрос о содержании музыкальных форм остает­ся во многом дискуссионным. Если сложные композиционные жанры и типы музыкального творчества интерпретируют по их связи с литературными феноменами (либретто в балете, про-

1 Слово канонический здесь выступает в специальном значении 'религиозно-
конфессиональный', которое связано с термином канон в значении 'жанровая
Форма литургической поэзии; вид церковной поэмы-гимна'.

2 Лат. opus 'работа, занятие, деятельность, профессия, функция, задача'; 'про­
изведение, творение, созидание'; 'стиль образец, замысел'; 'литературное про­
изведение'. Термин опус-музыка для обозначения европейской профессиональ­
ной композиции был введен в 1975 г., чтобы отличить произведение, зафикси­
рованное в нотном тексте и потому всегда идентичное себе, от устной музыкаль­
ной импровизации. Понятие «опус-музыка» подчеркивает значение нотного текста
в новоевропейском композиторском творчестве (см.: Чередниченко 1993, 225).


330 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ








Date: 2015-07-25; view: 493; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию