Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 327
тИческих средств; при этом внемузыкальное прямо и непосредственно диктует свои требования музыкальному. Поэтому слой априорной знаковой информации здесь весьма плотен» (там же, 326 — 331). Легко видеть, чТо шесть уровней музыкального языка вполне соответствуют уровневой иерархии искусства слова1. Несмотря на необщепринятость уровневой концепции музыки, на практике у всех, имеющих отношение к музыке, есть чувство, что музыка возникает из разнообразных соединений звуков и созвучий, из закономерных (или «неслучайных») продолжений одного звука другим. Поэтому неслучайно в разных языках, говоря о создании музыкальных произведений, люди издавна и до сих пор используют глаголы с общим значением 'составлять, соединять части в целое', ср. лат. сотропо carmen 'слагать песнь', англ. to compose, нем. komponieren, рус. сочинять (музыку), сложить (песню). В музыке господствует синтагматика. По числу уровней музыка превосходит искусство слова. О том, что «в музыке проблема внутренних отношений преобладает над отношениями иконического порядка», писал Р.О.Якобсон, называя при этом три вида синтагматической рефлексии композитора — антиципацию, ретроспекцию и интеграцию — «тремя фундаментальными операциями музыкального "ремесла"» (Якобсон [1975] 1996, 159-160). Якобсон ссылается также на опыт и суждения композиторов и музыковедов: «Отсылка к следующему знаку в пределах музыкальной формы осмысляется композиторами как сущность музыкального знака. По мнению Арнольда Шёнберга2, «сочинять музыку— это значит обозревать будущее музыкальной темы»; ср. также указание на приоритет синтагматики при восприятии музыки (здесь Якобсон цитирует музыковеда Леонарда Мейера): «Внутри контекста отдельного музыкального стиля один тон или группа тонов указывают — или ведут опытного слушателя к тому, чтобы он мог ожидать, — появление другого тона или группы тонов, предсказуемых на более или менее определенной точке музыкального континуума» (цит. по: Якобсон [1975] 1996, 159). Ср. также мысль Ю.М.Лотмана (приведенную в пп. 118.4) о том, что для понимания музыкального произведения его синтагматика важнее семантики (см.: Лотман 1970, 16). 1 Ср., впрочем, раздел «Музыкальное содержание как иерархия» в книге 2 А.Шёнберг (1874—1951) — австрийский композитор-экспрессионист и те- 328 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ ___________ 119Неисчерпаемость фактуры музыкального произведения. Типы музыкального творчества и богатство музыкальных форм. В музыковедении фактура (от лат. factum 'обработка, устройство', от facio 'делаю') — это конкретный звуковой облик произведения, организация элементов его музыкальной ткани1. Слово фактура известно и в более общем смысле — как 'своеобразие художественной техники в произведениях искусства'. Филологическое понятие «фактура» расплывчато, ср.: «Фактура стиха проявляется главным образом в лексике, фонике, ритме стиха» (Квятковский 1966, 320). В музыковедении категория фактуры точно определена и отличается сложной и глубоко разработанной (многоуровневой) структурой. Фактура музыкального произведения включает голосоведение (соотношение отдельных голосов), ритм, соотношение гром-костей, тембров, темповых, акцентных и длительностных порядков. Каждая из названных категорий распадается на подкатегории. Например, в аспекте голосоведения виды фактур классифицируются в зависимости от количества голосов, составляющих ткань произведения, и степени самостоятельности голосов: различают монодию (одноголосную ткань), свойственную большинству фольклорных традиций, и многоголосие, в котором, в свою очередь, различают несколько видов фактур (гетерофония, полифония, гомофония, аккордовая фактура, пуантилизм и сверхмноголосие); (см.: Чередниченко 1994, I, 85 — 87). Каждой ладовой системе, каждому ритмическому типу присущи свои наборы фактур. Разнообразие фактур практически необозримо. Мир музыки поражает своим разнообразием — настолько глубоким, что Т.В.Чередниченко даже как бы сомневается в единстве этого мира: фактически понятие «музыка» суммирует совершенно несоединимые реалии или музыкальные феномены, которые никогда не были в соприкосновении. И все же автор строит типологию музыкального творчества, сводя многообразие «музык» к четырем основным типам (или музыкальным культурам): «А) музыка фольклорного типа (архаичный фольклор; крестьянские песенно-инструментальные традиции; современный городской фольклор; вырожденный фольклор — адаптации на профессиональный лад народных образцов); Б) музыка менестрельного типа (городская развлекательная музыка от средневековых скоморохов и менестрелей до современной эстрады); 1 Слово фактура известно также в терминологии изобразительного искусства: это характер поверхности произведения, обусловленный особенностями материала и использованием тех или иных приемов художественной обработки поверхности: почерк линии и мазка, ведение кисти, пера или карандаша, ударь1 резца и др. Date: 2015-07-25; view: 610; Нарушение авторских прав |