Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 327





тИческих средств; при этом внемузыкальное прямо и непосредственно диктует свои требования музыкальному. Поэтому слой априорной знако­вой информации здесь весьма плотен» (там же, 326 — 331). Легко видеть, чТо шесть уровней музыкального языка вполне соответствуют уровневой иерархии искусства слова1.

Несмотря на необщепринятость уровневой концепции музы­ки, на практике у всех, имеющих отношение к музыке, есть чув­ство, что музыка возникает из разнообразных соединений зву­ков и созвучий, из закономерных (или «неслучайных») продол­жений одного звука другим.

Поэтому неслучайно в разных языках, говоря о создании му­зыкальных произведений, люди издавна и до сих пор использу­ют глаголы с общим значением 'составлять, соединять части в целое', ср. лат. сотропо carmen 'слагать песнь', англ. to compose, нем. komponieren, рус. сочинять (музыку), сложить (песню). В музыке господствует синтагматика. По числу уровней музыка превосходит искусство слова.

О том, что «в музыке проблема внутренних отношений пре­обладает над отношениями иконического порядка», писал Р.О.Якобсон, называя при этом три вида синтагматической реф­лексии композитора — антиципацию, ретроспекцию и интегра­цию — «тремя фундаментальными операциями музыкального "ре­месла"» (Якобсон [1975] 1996, 159-160). Якобсон ссылается так­же на опыт и суждения композиторов и музыковедов: «Отсылка к следующему знаку в пределах музыкальной формы осмысляется композиторами как сущность музыкального знака.

По мнению Арнольда Шёнберга2, «сочинять музыку— это зна­чит обозревать будущее музыкальной темы»; ср. также указание на приоритет синтагматики при восприятии музыки (здесь Якобсон цитирует музыковеда Леонарда Мейера): «Внутри контекста от­дельного музыкального стиля один тон или группа тонов указы­вают — или ведут опытного слушателя к тому, чтобы он мог ожи­дать, — появление другого тона или группы тонов, предсказуе­мых на более или менее определенной точке музыкального кон­тинуума» (цит. по: Якобсон [1975] 1996, 159).

Ср. также мысль Ю.М.Лотмана (приведенную в пп. 118.4) о том, что для понимания музыкального произведения его синтаг­матика важнее семантики (см.: Лотман 1970, 16).

1 Ср., впрочем, раздел «Музыкальное содержание как иерархия» в книге
в-Н.Холоповой, где уровневое строение музыки представлено как иерархия
смысловых пластов в семантике музыкального произведения.

2 А.Шёнберг (1874—1951) — австрийский композитор-экспрессионист и те-
°Ретик музыки, основоположник так называемой "серийной" музыки (доде­
кафонии).


328 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ ___________

119Неисчерпаемость фактуры музыкального произведения. Типы музыкального творче­ства и богатство музыкальных форм. В музыковедении фак­тура (от лат. factum 'обработка, устройство', от facio 'делаю') — это конкретный звуковой облик произведения, организация эле­ментов его музыкальной ткани1. Слово фактура известно и в бо­лее общем смысле — как 'своеобразие художественной техники в произведениях искусства'. Филологическое понятие «фактура» рас­плывчато, ср.: «Фактура стиха проявляется главным образом в лексике, фонике, ритме стиха» (Квятковский 1966, 320).

В музыковедении категория фактуры точно определена и отли­чается сложной и глубоко разработанной (многоуровневой) струк­турой. Фактура музыкального произведения включает голосоведе­ние (соотношение отдельных голосов), ритм, соотношение гром-костей, тембров, темповых, акцентных и длительностных поряд­ков. Каждая из названных категорий распадается на подкатегории. Например, в аспекте голосоведения виды фактур классифициру­ются в зависимости от количества голосов, составляющих ткань произведения, и степени самостоятельности голосов: различают монодию (одноголосную ткань), свойственную большинству фоль­клорных традиций, и многоголосие, в котором, в свою очередь, различают несколько видов фактур (гетерофония, полифония, гомофония, аккордовая фактура, пуантилизм и сверхмноголосие); (см.: Чередниченко 1994, I, 85 — 87). Каждой ладовой системе, каждому ритмическому типу присущи свои наборы фактур. Разно­образие фактур практически необозримо.

Мир музыки поражает своим разнообразием — настолько глубоким, что Т.В.Чередниченко даже как бы сомневается в единстве этого мира: фактически понятие «музыка» суммирует совершенно несоединимые реалии или музыкальные феномены, которые никогда не были в сопри­косновении. И все же автор строит типологию музыкального творчества, сводя многообразие «музык» к четырем основным типам (или музыкаль­ным культурам):

«А) музыка фольклорного типа (архаичный фольклор; крестьянские песенно-инструментальные традиции; современный городской фольк­лор; вырожденный фольклор — адаптации на профессиональный лад народных образцов);

Б) музыка менестрельного типа (городская развлекательная музыка от средневековых скоморохов и менестрелей до современной эстрады);

1 Слово фактура известно также в терминологии изобразительного искусст­ва: это характер поверхности произведения, обусловленный особенностями ма­териала и использованием тех или иных приемов художественной обработки поверхности: почерк линии и мазка, ведение кисти, пера или карандаша, ударь1 резца и др.








Date: 2015-07-25; view: 610; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию