![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 325
произведении «со словами» вектор семиозиса иной: текст является сМысловой данностью, и композитор ищет для данного содержания адекватное звуковое выражение. В песне текст так относится к музыке, как в речевом акте референтная ситуация (тема сообщения) относится к самому сообщению. 118.5Структурно-семантическое разнообразие инто-■ О ■ w■ наций. Термин музыкальная интонация многозначен и легко синонимизируется со словами мелодия и мотив. Интонация может обозначать и 'мельчайший мелодический оборот', и 'сочетание мелодических оборотов', и 'воплощение художественного образа в музыкальных звуках' (см.: ЭслМуз 1985, 133). В последнем значении интонация по сути означает то же, что и лейтмотив (нем. Leutmotiv — дословно 'ведущий мотив'), и сближается с термином музыкальная тема. В музыковедении есть также термин генеральная интонация для обозначения интонационных структур максимального текстуального охвата (см.: Холопова 2000, 61). Понятно, что переход от «мельчайших мелодических оборотов» к более крупным мелодическим единицам — это переход на новые уровни синтаксической организации музыкального языка, однако в музыковедческой терминологии соответствующие единицы пока не разграничены. Б. М. Гаспаров предлагает три термина для трех первых уровней интонационных единиц: 1) мотив ('музыкальный аналог слова'); 2) комплексный мотив как 'устойчивое (воспроизводимое) сочетание мотивов, само функционирующее в качестве мотива' (по Гаспарову, это аналог сложного слова); 3) мотивная фраза как 'свободное соединение мотивов'; это аналог словосочетания (см.: Гаспаров 1977, 125—126). Более сложные интонационные образования, о которых далее идет речь в его работе (примерно то, что в музыковедении называют лейтмотив, или тема), Гаспаров не определяет. В музыковедении встречаются терминологические характеристики мотивов по их связи со значительно более высокими уровнями в организации музыкального языка — такими как стиль, направление, жанр, композиция и др. Так, В. Н. Холопова, систематизируя типы интонационной семантики, различает, с одной стороны, эмоционально-экспрессивные и предметно-изобразительные значения (соответствующие элементарным интонационным единицам, в ее терминологии — музыкальным лексемам, о Них см. в пп. 118.2), а с другой стороны, значительно более слож-ньш семантические типы интонаций: музыкально-жанровые, музыкально-композиционные, музыкально-стилевые. Вот какие феномены объединены в последние три типа интонационной семантики.
Музыкально-жанровые интонации — воспроизведение черт марщ баркаролы, джазового ансамбля, массовой песни, фортепианной кла сической музыки, опереточного канкана, церковного хорала и т.д. Музыкально-стилевые интонации — воссоздание типичных черт м зыки Баха, Вивальди, Бетховена, Шопена и др. Музыкально-композиционные интонации — использование отдельных средств мелодики, ритмики, гармонии, фактуры, оркестровки и т.д.: певучая кантиленная мелодия, отстраненная целотоновая гамма, «пустые квинты», терпкие «секундовые трения», «воздушная семпти-ма», «nota sensibile» (тяготеющий вводный тон), «marche harmonique» (гармоническая секвенция), напряженный доминантовый предыкт, пряные нонаккорды, острый пунктирный ритм, активный ямбический затакт, мерная ровность ритма, грозное glissando тромбонов, нежный флажолет скрипки, гнусавый тембр гобоя, резкие выкрики флейты пикколо, военная дробь малого барабана, грудной тембр виолончели, «хаотическая» алеаторика, плотный кластер, разбросанный пуантилизм, мощное оркестровое tutti, сникающее diminuendo и т.д. (Холопова 2000, 71). 118.6 Господство синтаксиса. Поскольку в языке му-■ O.U- зыки значение основных знаков (мелодических оборотов) производно от их звукового выражения (см. пп. 118.2) и поддается объективированию в меньшей мере, чем, например, денотат слова или неабстрактной скульптурной композиции, то в музыкальных произведениях главенствующую роль играет не семантика, а широко понимаемый синтаксис, т.е. разнообразные синтагматические связи единиц, принадлежащих разным уровням музыкального языка. Однако уровневая концепция музыкального языка (именно «в деталях», а не «в принципе») не обще-признана. Ср. попытку М. Г.Арановского терминологически выстроить уровне-вую иерархию музыкального языка «снизу доверху»: 1) мотив; 2) синтагма (соединение двух мотивов); 3) предложение (результат «комбинаторики синтагм», иногда совпадает с традиционной единицей музыкального языка — периодом', существенно, что это законченная в смысловом отношении единица; 4) уровень сверхфразовых единств (они «стоят на грани синтаксических и композиционных единиц»; «по способу существования (внутри крупных форм) они принадлежат еще уровню синтаксиса, а по типу строения — уже музыкальной форме»... (Арановскии 1998, 329); 5) уровень «синтаксиса композиции»; для него характерны наиболее устойчивые виды априорной семантики; 6) уровень жанровой организации произведения; в качестве носителя социальной функции произведения жанр находится на границе музыкального и внемузыкаль-ного; «там, где жанр связан с бытом, обрядом, религиозным культом, церемониалом <...>, связь между музыкальной функцией и внемузЫ-кальной оказывается особенно прочной и постоянной: жанр предписывает применение определенной группы музыкально-языковых и стилис- Date: 2015-07-25; view: 582; Нарушение авторских прав |