Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 323
передачи одного из их «метонимических» звуковых признаков — «щебетания или движения крыльев, изображение едущей телеги путем имитации тяжелого и вращающегося движения» и т.д. (Хо-лопова, 2000, 65). Б. Знаки-копии («эмоциональные знаки») выражают в звучании психологические процессы и состояния: волнение, усиление или ослабление диапазона эмоциональных колебаний, коллизии противоречивых чувств, рост напряжения, кульминацию, спад, затишье и т. д. В музыке знаки-копии преобладают. «Такими знаками эмоциональной жизни человека до краев наполнена романтическая музыка XIX века: волны лирических нарастаний в операх и симфониях Чайковского, постоянные эмоциональные "качания" от подъемов к спадам в сонатах, квартетах и другой камерной музыке Брамса, мелодические устремления и опадения в музыке лирических томлений позднего Вагнера и т.д. При этом выражение различных эмоциональных состояний происходит с помощью либо голосовых, вокальных интонаций, либо моторных, ритмических. Типичные голосовые знаки эмоционального состояния, которые могут проецироваться и на инструментальные партии, — это интонации восклицательные, повелительные, молящие, вопросительные, саркастические, заклинательные, трепетные, величавые и т.д. Моторно-ритмические интонационные знаки — уверенная, четкая, равномерная поступь, неровный ковыляющий шаг, стремительно несущийся поток, скачущий ритм, жесткое механическое движение и т.д.» (там же, 65). В. Знаки-символы (целиком условные «понятийные знаки») — это «элементы музыки с априорными значениями, закрепленными в исторической музыкальной практике» (там же, 65), т. е. узнаваемые, иногда хрестоматийные цитаты и парафразы, призванные вызвать у слушателя определенные жанрово-стилистические и/или эмоционально-тематические ассоциации. «"Программирование" определенных жанровых ассоциаций характерно для стилей Шопена, Брамса (XIX век), а затем и композиторов XX века. <...> Аналогичное "программирование" стилей стало приемом полистилистики и коллажа XX века: баховские, вивальдиевские ассоциации у Стравинского, аллюзия Лунной сонаты Бетховена в Альтовой сонате Шостаковича, аллюзия стилей всей истории немецкой музыки в Третьей симфонии Шнитке» (там же, 66). К знакам-символам относятся также собственно словесные знаки в общей системе музыкальной семиотики: это в первую очередь названия произведений; литературные предисловия к «программным» музыкальным произведениям, написанные или избранные композиторами; поэтические тексты вокальных произведений; словесные авторские ремарки в нотах, определяющие громкостную динамику исполнения, иногда по-итальянски: forte (сокр. /) 'силь- ция 324 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ но, громко', fortissimo iff) 'очень громко', forte fortissimo (fff) 'чрезвычайно громко' и т.п., иногда на своем языке, как, например, в балете «Золушка» Прокофьева: не спеша, нежно; не спеша, звучно; живо, с огнем; выразительно и т. п. Семиотика музыки, разработанная лингвистом (см.: Гаспаров 1977), согласуется с семиотикой музыковедов в главном: признании того, что знаки-копии являются основным видом музыкальных знаков и их содержание связано с отображением психических состояний человека. Вместе с тем в концепции Гаспарова есть два существенных отличия от музыковедческой трактовки музыкальных знаков. Во-первых, Гаспаров иначе — более реалистично — объясняет генезис плана содержания музыкального знака. Если в процессах обычного семиозиса содержание первично, задано и именно как бы «ищет» для себя форму (план выражения), то в музыке (без слов) имеет место и н-версия формы и содержания: «исходной является форма знака», в то время как его значение (денотат) формируется на основе ассоциаций формы знака с теми или иными психическими (внемузыкальными) реакциями. «Данные реакции составляют мир денотатов как исходный материал музыки, подобно предметам, изображаемым на картине или экране. <...> В музыке денотат формируется только через его ассоциации с формой знака и не существует автономно; именно это обстоятельство является причиной неопределенности семантики музыкального знака и трудности ее репрезентации в терминах других знаковых систем (вербальной, визуальной и т.д.). <...> Денотат формируется на основании некоторого подобия с формой знака. Прежде всего, благодаря универсальному характеру реакций на динамику и темп, оказывается возможной экстраполяция данных реакций из музыки во вне-музыкальную сферу. Далее, синэстетические реакции, ассоциирующие музыкальное впечатление с экстрамузыкальными представлениями («теплое—холодное», «темное—светлое», «мягкое—жесткое», «блестящее—тусклое», «легкое—тяжелое» и т.д.), также оказываются важными в этом плане» (там же, 131). Во-вторых, по Гаспарову, в музыке нет знаков-символов, т.е. целиком условных, конвенциональных знаков. Музыкальные цитаты и аллюзии он рассматривает как разновидность индексных (метонимических) знаков, ср.: «Экстрамузыкальной характеристикой вальса является не только сам танец как таковой, но и "все связанное со звуками вальса", то есть и определенная динамика, и настроение, и художественные ассоциации, и т.д. "Музыкальная метонимия" генерирует комплекс впечатлений, который в целом может возникнуть только на базе ассоциаций с музыкальным текстом и имеет поэтому секундар-ный по отношению к этому тексту характер» (там же, 132). Связь звучания со словами естественного языка (в котором преобладают именно конвенциональные знаки), например, с текстом песни или с названием симфонии, «у музыкального знака всегда сопровождается некоторыми иконическими и индексными ассоциациями, выступающими помимо словесного текста» (там же, 134). Однако в музыкальном Date: 2015-07-25; view: 910; Нарушение авторских прав |