Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 319
К семиотическому взгляду на музыку приходят те, кто видит в ней содержание (семантику, смысл) и стремится понять его природу. С достаточно общей точки зрения (философско-эстетиче-ской), семиотическая концепция музыки предстает как развернутая аналогия или метафора: «Музыка есть язык...», говорится в учебнике по музыковедению, написанном профессором Московской консерватории имени Чайковского1. Как и в обычном языке, в музыке есть свои семантические единицы (они составляют «словарь») и законы их комбинации (это «синтаксис» музыкального языка); отдельное музыкальное произведение («текст», в семиотическом смысле) есть конкретная реализация возможностей языка музыки. В современном российском музыковедении уподобление музыки языку (с использованием лингвистической терминологии) наиболее последовательно проводится в книгах М. Г. Арановского «Синтаксическая структура мелодии» (М., 1991), «Музыкальный текст: Структура и свойства» (М., 1998,). Ср. его лингвомузыкальные термины: музыкальный язык, речь, музыкальный текст (и структурные уровни музыкального текста), музыкальная семантика, музыкальная лексика, морфологические единицы музыкального языка, стиль, синтаксис (и семантический музыкальный синтаксис), синтагма, деривация, интертекстуальность и др. (см. Арановский 1998). Поскольку познавательная ценность и даже неизбежность метафор общепризнана, дискуссии о семиотической теории музыки касаются не самой возможности семиотического взгляда на музыку, а того, насколько последовательны и, главное, ценны для музыковедения могут быть такие аналогии. Основные трудности в принятии семиотической концепции музыки связаны, во-первых, с дискуссиями о содержании музыки и, во-вторых, с вопросом о том, что считать основной единицей (знаком) музыкального языка и как представить его «словарь», «морфологию», «синтаксис». Семиотическая теория музыки исходит из того, что у музыки и музыкальных произведений имеется содержание — и это несмотря на трудности в его выявлении и характеристике. О чем «говорит» «чистая музыка» — та, которая остается, если из песни и оперы исключить слова, из балета — сюжет и при этом забыть о программах применительно к так называемой «программной музыке»? Содержание музыки настолько своеобразно, что в музыковедении всегда были и есть теории, согласно которым музыка — это «чистая форма, без содержания», способная «сама по себе» (без слов, без либретто или программы) вызывать эстетическое чувство. Согласно асемантическим концепциям музыка не знает проблемы формы и содержания: ее «содержание» трактуется как «форма» или как «движение формы», или как числовая упорядоченность элементов в структуре музыкального произведения. Большинство музыковедов (в отличие от композиторов) признают семантичность музыки. Что касается единиц музыкального языка, то этот вопрос остается предметом музыковедческих дискуссий. Согласно распространенной точке зрения, идущей от Асафьева, основной значащей единицей музыкального языка (как бы лексемой, т.е. воспроизводимой структурой с закрепленным значением) является интонация (см.: Холопова 2000, 60 — 76). Однако другие авторы считают, что интонация в качестве основной смысловой единицы музыки «не может быть приравнена к знаку, так как она рождается на пересечении абсолютно всех компонентов, которые так или иначе влияют на характер звучания, — артикуляции, темпа, динамики, ритма, тембра, особенностей исполнительской интерпретации и т.д.» (Денисов 2000, 211)1. Подоплека цитированного возражения состоит в том, что автор хотел бы видеть в знаке и основную смысловую единицу музыки, и вместе с тем некоторую элементарную (т.е. далее не делимую) сущность. Между тем опыт языковедов подсказывает, что в информационно емкой семиотике центральная единица может быть далеко не элементарна — этот, по выражению Выготского, «микрокосм языка». Date: 2015-07-25; view: 798; Нарушение авторских прав |