Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 321
которых построена музыкальная ткань любого произведения» (ЭслМуз 1985, 131). У созвучий имеется свой синтаксис (законы внутренней комбинаторики), определяемый двумя классами правил: 1) учет количества звуков и временных соотношений между звуками, образующими созвучия; 2) высотные зависимости от принятого лада (звуковысотной системы). Организация созвучий во многом определяется той конкретной звуковысотной системой (ладом), своего рода «звуковой лесенкой», в которой протекает процесс композиции музыкального произведения. В музыкальной истории народов мира известно несколько звуковысотных систем, различающихся количеством ступеней в звукоряде и разными «расстояниями» между ступенями. В ладе свертывается или обобщается «интонационное чувство» той или иной культуры, т. е. ее «склонность к конкретным звуковысот-ным оборотам, передающим типовые эмоциональные состояния или символизирующим некоторые ценности» (Чередниченко 1994, I, 61). Разумеется, созвучия, а также высота, динамика, тембр звука обладают определенной «семантичностью» или экспрессией1, однако в масштабе всей сложной (многоуровневой и содержательно богатой) семиотики музыки значимость созвучий, по оценке Б. М. Гаспарова, «сопоставима с "фонэстетической" значимостью звуков естественного языка» (Гаспаров 1977, 121). (О «семантич-ности» звуков естественного языка см. выше, п. 42—46.) 118.2Музыкальная интонация как аналог слова (лексемы). Действительно значащая единица музыки — интонация (мельчайший мелодический оборот) — принадлежит следующему, более высокому уровню в структуре музыкального языка —- интонационному. Музыкальная интонация и основанная на интонации мелодия (мотив) создаются соединением созвучий в целостную (законченную в ладово-ритмическом отношении) последовательность (комбинацию созвучий). Если понятие «музыкальный звук» отображает материально-физическую природу музыки, то интонация выступает как «энергоноситель» музыкального содержания. Эти два феномена — звук и интонация — настолько фундаментальны для музыки, что к ним сводят суть музыкального искусства, определяя его как «язык звуков и интонаций» (ЭслМуз 1985, 179). 1 Вот как об этом писали теоретики музыки в XVII в.: «Консонанс изображает радость, дружбу, спокойствие; диссонанс — борьбу. Поэтому каждый хороший, любящий порядок человек получает больше удовольствия от консонанса, чем от диссонанса» (цит. по: Чередниченко 1989, 19).
Внемузыкальные истоки интонации — это, во-первых, речевые интонации устного общения людей и, во-вторых, их жесты и движения — в обряде, танце и в повседневной жизни1. Жесты и движения, подобно «немым интонациям тела» (Б.В.Асафьев), вливаются в музыку, формируя ее ритм и мотив. Речевая интонация и движения тела — эти два внешних, телесно-эмоциональных источника музыки организуются далее специфическими «внутренними» средствами музыки — гармонией, ладом, метром и др. Отмечая генетическую связь музыкальной интонации с интонированием устной речи, важно вместе с тем подчеркнуть разное место интонации в музыке и в обычной речи. Интонация в музыке— основная выразительная единица музыкального языка. Интонация в обычной речи тоже исключительно важна для собеседников — в качестве эмоционально-модальной симптоматики в их взаимоотношениях (см. п. 34), однако рассудок людей, их логическое мышление почти не обращают внимания на интонацию. В строго логической устной речи (научный доклад, выступление судьи, чтение инструкции по радио и т.п.) интонация даже как бы мешает «объективизму» роли говорящего. Об этом интересно писал еще в 1940-х гг. Н.И.Жинкин: «Логическая терминированная речь противоположна музыке. Оба эти вида выражения находятся на разных концах единой цепи. Терминированная речь боится интонации, уходит от нее, несет ее как бремя, как наказание. Музыка только и знает, что интонацию...» (Жин-кин 1985, 79-80). Аналогия между словом и интонацией основана на следующих их общих чертах: 1) смысловая целостность; 2) относительная автономность (ограниченность от других подобных единиц); 3) воспроизводимость (повторяемость); 4) вариативность повторений (воспроизведений); 5) частичная (иногда высокая, иногда неожиданная) предсказуемость их появления в контексте. Б. М. Гаспаров писал, что «повторение является важнейшим свойством мотива. Любая "правильно" синтаксически организованная группа элементов в принципе может образовать мотив, если будет удовлетворять Данному условию. С другой стороны, ни о какой последовательности невозможно судить априори, является ли она мотивом, пока мы не проанализируем характер ее вхождений в текст. Так, звуки настройки скрипки 1 «Способность музыки точно воспроизводить самые разные движения — бур-Hbie, мощные, грандиозные, угловатые, раскованные — поразительна. Вот несколько примеров: вкрадчивые движения кошки, неуклюже переваливающаяся Сходка утки в симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и Волк», неслышно плывущий шаг патера Лоренцо, спотыкающиеся движения смертельно раненого Меркуцио — в его же балете «Ромео и Джульетта» (ЭслМуз 1985, 134). 322 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ g-d-a-e становятся мотивом в скрипичном концерте А. Берга в силу сво~ ей постоянной воспроизводимости» (Гаспаров 1977, 123). 118.3 Б.В.Асафьев о способе бытия музыки в обще ственном сознании: музыкальное сознание общества как устный музыкально-интонационный словарь. Согласно Б.В.Асафьеву, музыкальные интонации выступают в качестве основных единиц музыкального сознания общества. «В сознании слушателей, т.е. в массовом, общественном сознании, не размещены целиком музыкальные произведения (разве что у профессионалов и редких любителей), а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят разнообразные "фрагменты" музыки, но который, в сущности, составляет "устный музыкально-интонационный словарь". Подчеркиваю: интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя, в различной мере, степени, способе, смотря по способностям) "запас" выразительных для него "говорящих ему" музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда "на слуху лежащих" звукообразований, вплоть до характеристики интервалов. При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным "дорогам"...» (Асафьев 1971, 357-358). 118.4 А Индексы, знаки-копии и символы в музыкаль- ном языке. В семиотической концепции музыки обязательно возникает вопрос о том, что такое интонация (как основная значащая единица музыкального языка) с точки зрения триады Пирса «индекс—копия—символ». Сам Пирс, опираясь на восходящее к античности понимание искусства как подражания (мимесиа) действительности, считал, что в семиотиках разных искусств преобладают знаки, основанные на подобии означаемого и означающего, т.е. знаки-копии. Веком позже Ю.М.Лотман писал о том, что «музыка резко отличается от естественных языков отсутствием обязательных семантических связей» (что снимало вопрос о типах знаков), и поэтому ключ к семиотическому осмыслению музыкальных текстов видел в изучении их синтагматики (см.: Лотман 1970, 16). Однако музыковеды, стремящиеся к семиотическому осмыслению музыки, находят в ее языке три пирсовские типа знаков — индексы, копии и символы, определяя их следующим образом. А. Знаки-индексы («предметные знаки») передают в звучаний зрительную предметность мира. В музыке знаки-индексы — это косвенные отражения предметов по какому-либо сопутствуюШе~ му («смежному») признаку: например, изображение птиц путем Date: 2015-07-25; view: 1302; Нарушение авторских прав |