Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XV/. CEWiwuirmi
Кастаньеты "открепляются" от ладоней, получают возможность вибрировать, подобно голосовым связкам, и, выстроившись по убывающей толщине или площади в ряд, аналогичный градациям мышечного напряжения гортани, образуют пластины ксилофона. Мембрана барабана вытягивается в струну, которую можно зажимать в разных местах, меняя высоту звука. Струна — аналог голосовых связок. Рука, зажимающая струну, — аналог мышц гортани, рука, колеблющая струну (щипком или при помощи смычка), — аналог дыхательного столба. Корпус барабана, с которого снята мембрана, вытягивается в полую трубку — аналог дыхательного пути. <...> Отверстия на трубке, зажимаемые пальцами для изменения высоты звука, — аналог мышц гортани. <...> При игре на инструментах рука берет на себя функции то дыхательного стол-I ба, то голосовых связок, то мышц гортани. Рука "поет"» (Чередниченко 1994, I, 28). У каждого поющего свой диапазон высот (в терминологии различают только основные мужские и женские голосовые ре-I гистры — бас, баритон, тенор, альт, контральто, сопрано и т.д.) и свой, неповторимый тембр голоса (в силу индивидуальных особенностей строения голосового аппарата). В мире существуют сотни видов музыкальных инструментов, каждый со своими высотными и тембровыми возможностями. Сказанное позволяет представить разнообразие отдельных классов элементарных музыкальных звуков и практически бесконечные их комбинации в соединении с бесконечным разнообразием ансамблей (дуэтов, трио, квартетов и т.д.) источников звучания. 118 Семиотическая структура музыки. В отечествен-I О ■ ной традиции предпосылки семиотического подхода к музыке были созданы в трудах Б. В. Асафьева. В 1925 —1929 гг., работая над книгой «Музыкальная форма как процесс», он определяет музыку как «искусство интонируемого смысла» и первым пишет о музыкальной семантике, музыкальном слове (у него это интонация), музыкально-интонационном словаре. По Асафьеву, семан-тичность музыки состоит в выражении как аффектов (чувств), так и мыслей. «В них, в этих узлах ["утолщениях" интонационного рисунка. — Н.М.], концентрируется смысл, они — область интеллекта, сознания. <...> Напряжение это своей текучестью отражает непрерывность мышления, ибо мышление как деятельность интеллекта лишь частично выражается в мелькающей в сознании "прерывистости слов", а в существе своем оно — "мелосно", "ме-лодийно", текуче и обусловлено своего рода "умственным дыханием" и ритмом, являясь "мыслимым интонированием"» (Асафь- ев 1971, 355). 318 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ Date: 2015-07-25; view: 471; Нарушение авторских прав |