Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И парадоксальная из семиотик
116. О парадоксальности музыки. —117. О «предмузыке» у животных. Физическая природа и психологические истоки музыкального искусства. —118. Семиотическая структура музыки. — 118.1. Дозна-ковые (несемантические) элементы музыкального языка: звуки и созвучия. Созвучие как аналог фонемы. — 118.2. Музыкальная интонация как аналог слова (лексемы). — 118.3. Б.В.Асафьев о способе бытия музыки в общественном сознании: музыкальное сознание общества как устный музыкально-интонационный словарь. — 118.4. Индексы, знаки-копии и символы в музыкальном языке. — 118.5. Структурно-семантическое разнообразие интонаций. — 314 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ Лекция XVI. СЕМИОТИКА ЗВУКА. МУЗЫКА... 315
синтаксиса. — 119. Неисчерпаемость фактуры музыкального произведения. Типы музыкального творчества и богатство музыкальных форм. — 120. Парадоксальность плана содержания музыки: двупо-лярное соединение самого чувственного и самого абстрактного. — 121. Семиотическая революция в музыке: изобретение нотной записи как начало музыковедения. — 122. Почему так стремительно изменяется музыкальный язык? — 123. Место музыки в семиотическом континууме культуры 116 парадоксальности музыки. Художественные ■ языки отдельных искусств глубоко своеобразны, что и создает уникальность и незаменимость каждого из искусств в коммуникативно-познавательных возможностях человечества. Однако язык музыки занимает совершенно особое положение. Во-первых, музыка — самое чувственное из искусств. Она с наибольшей силой (в сравнении с другими искусствами) выражает чувства человека и максимально воздействует на его психику, в том числе на ее глубинные подсознательные пласты. Музыка может восприниматься без участия интеллекта и «отключать» интеллект. Медицина издавна использовала терапевтические возможности музыки. Во-вторых, в музыке издавна видели самое интеллектуальное и вместе с тем иррациональное искусство: художественный (интуитивно-образный) эквивалент философии и математики, открывающий сокровенную сущность мира. В-третьих, из всех искусств музыка выделяется самым сложным языком — отраженно об этом свидетельствует разветвлен-ность музыковедческой терминологии при ее весьма специальном характере (в отличие от терминологий, более доступных непрофессионалам, например, литературоведения или изобразительного искусства). В-четвертых, не вполне понятно, что «отражает» или «моделирует» музыка, что «сообщают» музыкальные произведения. Общепризнано, что музыка с максимальной силой выражает глубину чувств. Однако, согласно менее распространенному пониманию музыки, она двуполярна: эмоционально-чувственная глубина соединяется в музыке с предельной глубиной абстрактного мышления. Но о чем это мышление? Наконец, уникальна сама разноприродность языка музыки, при том что это древнейшее и целостное в своих истоках искусство (в сравнении с, допустим, искусством кино или даже сцены). Однако несмотря на древность и органичность музыки, ее язык имеет двойственную физическую природу: источником музыки может быть, во-первых, человек — именно поющий человек, и, во-вторых, инструмент — когда на нем играет человек.
117О «предмузыке» у животных. Физическая при-I ■ ■ рода и психологические истоки музыкального звучания. Искусства, и в том числе музыка, — это феномены человеческого бытия. Однако в мире животных есть явления, поразительно близкие к художественной деятельности человека. О явлениях в биокоммуникации, пограничных с искусством танца, шла речь в начале лекции об искусствах, основанных на семиотике движений (см. п. 111). В этологии имеются также свидетельства о явлениях, в которых можно видеть эволюционные «намеки» на «предмузыку» у животных. Однако, во-первых, таких свидетельств значительно меньше, чем рассказов о «танцах» и «хороводах» у антилоп или обезьян; во-вторых, «предмузыку» в мире животных трудно отграничить от звуковых сигналов в их «обычной» коммуникации. Особенно это касается певчих птиц. Несмотря на несомненные эстетические достоинства соловьиных трелей, это именно «обычная» коммуникация птиц: иногда это звуковой сексуальный рели-зер, привлекающий самку; иногда знак, посылаемый другим птицам о том, что «вот эта» территория занята. Иначе говоря, в подобных явлениях присутствует не «предмузыка», а «предречь» (см. подробнее о «языке» птиц в п. 21). Видеть в птичьем пении «предмузыку» мешает его утилитарность: здесь нет момента «игры», «праздного удовольствия», «развлечения». Однако именно о такого рода «праздных» «звуковых художествах» иногда сообщают этологи (только обычно это рассказы не о птицах, а о млекопитающих). Вот одно из таких свидетельств. Разбитое бурей дерево, у которого расщеплен ствол, — находка для медведя, а еще больше для медведицы, когда она с детьми. Ухватится лапой за дранощепину резвящийся Топтыгин, отогнет ее вниз и отпустит. Ударит она с маху по расколотому стволу, дребезжит, гудит ствол, вибрируя. А косматый богатырь не унимается: еще и еще отводит и отпускает щепу, музицирует. Прислушивается, как далеко громогласное эхо разносит по ущельям и горам эти звуки (Акимушкин 1997, 26). Первооснова музыки — это музыкальные звуки. Их нет в природе, они не существуют вне музыки. От немузыкальных звуков их отличает то, что в музыкальном звуке акцентируется, подчеркивается его высота, или, как говорят музыковеды, музыкальный звук длит свою высоту, в то время как звуки речи (в первую очередь гласные, у которых тоже есть высота) только «скользят» по высотным возможностям голоса и почти не используют их для выражения смыслов. Психофизиологический первоисточник музыкального звука — это взволнованный и потому высотно усиленный, акцентированный голос человека, и именно интонации голоса. Создатель 316 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ интонационной концепции музыки Б. В.Асафьев исходил из психологического и конструктивного родства речевой и музыкальной интонаций: «Тон [интонация. — Н.М.] — напряжение, усилие, потребное для выказывания аффекта, длительного эмоционального состояния, безразлично в музыкальном тоне или слове... (Асафьев 1971, 354-355). Уже в древнейшие времена голос дополняется звуком музыкального инструмента. Вот какой предстает телесно-инструментальная природа музыки в изображении современного музыковеда Т.В.Чередниченко: «Как пение, так и игру на инструментах можно понять как звуковую проекцию человеческого тела, его временного и пространственного самоощущения. <...> Пение рождается в сокровенной тесноте тела. Оно исходит. <...> из напрягающейся и расслабляющейся ткани легких. В пении мы слышим, каково дыхание человека: вольное оно или стесненное, плавное или прерывистое. <...> Пение заставляет нас резонировать на состояние поющего. Пение, в отличие от речи, неотрывно от эмоционально-физического состояния того, кто поет. Пение и есть либо стихийная, либо художественно-целенаправленная передача таких состояний» (Чередниченко 1994, I, 23 — 24). Инструментальная игра появляется позже пения, но, как и пение, игра на инструментах была развитием музыкальных возможностей тела человека. «Первые музыкальные инструменты — ударные <...>, а среди ударных первые музыкальные инструменты принадлежат к типу кастаньет и барабанов. Их прообразы — хлопки ладоней и топот ног. Щелкающий звук кастаньет стилизует хлопки; гулко-глухой удар барабана — топот. Эти звуки знаменуют главные пространственные координаты, которыми тело человека вписано во внешний мир. Хлопки ладоней — сближаемых и разводимых рук — есть не что иное, как озвученная горизонталь, в которой симметричны (обладают одинаковым импульсом) левое и правое. Топот — озвученная вертикаль, в которой верх и низ асимметричны (звук удара ног о землю — это звук столкновения движущегося с неподвижным, активного с пассивным). Кастаньеты и барабаны отвлекают озвученную простран-ственность тела от него самого. Поверхность ладоней заменяется дощечками; взаимодействие ног и земли преображается во взаимодействие рук (или барабанной колотушки) и мембраны барабана. Играя на ударных, человек играет на овеществленных поверхностях своего тела» (Чередниченко 1994, I, 26). «Первичные музыкальные инструменты, способные лишь к счету времени [кастаньеты и барабан. — КМ.], постепенно научаются "петь": изменять высоту звука и слитно переходить от одного звука к другому. Условно этот процесс можно реконструировать следующим образом. Date: 2015-07-25; view: 711; Нарушение авторских прав |