Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XV. Художественные семиотики движений человека 305
дети 6—12 лет в радостном настроении иногда не столько идут, сколько быстро «перемещаются» подпрыгивая, слегка отталкиваясь при каждом шаге. Человек, в особенности ребенок, при неожиданном радостном известии может подпрыгнуть и не раз, захлопать в ладоши, закружиться на месте. Так энергетически проявляется сильное внутреннее чувство, изменяющее движения человека. Так рождается танец. В походке есть биологические черты (различия по полу и возрасту), индивидуальные устойчивые и окказиональные особенности (различия в степени влечения, уверенности, брутально-сти, воинственности, тревожности, робости, нежности, покорности и т.д.). Вместе с тем в том, как люди ходят в разных ситуациях — в храм или к соседу; за водой, на базар или в дальнюю дорогу; как гуляют и как спешат по делам, -— имеется и культурно-этническое своеобразие. «На этом основании можно попытаться исследовать "этимологию" танца или парадного воинского шага, принятого в той или иной стране» (Николаева, Успенский 1966, 69). В танце есть сложные и сверхсложные знаки (не говоря о танцах-сюитах и балетах). Однако основная содержательная единица танцевальной семиотики («слово» танцевального языка) — это па (от франц. pas — букв, 'шаг'; танцевальный шаг', в терминах русского танца — выступка, проходка). Па выступает как пластический смысловой мотив танца, сочетание танцевальных шагов (движений ног и тела), в котором сразу и прямо проявляется эмоциональное состояние человека. Танцевальное па соединено с определенным ритмом и задает эмоциональный тон всему танцу. В балете (т. е. в сценическом искусстве танца) различают шаг кошки, шаг рыбы, шаг ножниц (вид прыжка), шаг марша, шаг баска (pas de basque — вид прыжка), фуэте, батман и т.д. Па определяет собой смысловой лейтмотив танца, поэтому термином па часто называют и танец в целом. Так, в классическом балете (т.е. в наднациональной и поэтому как бы абстрактной системе сценического танца, в отличие от народного и характерного танца) термин па обозначает отдельные танцевальные формы (танцы): па-сёль, па-де-дё, па-де-труа. Движения прыгающего от радости ребенка, робкие или страстные объятия влюбленных, спотыкающиеся шаги согнутого горем человека и т. п. — в жизни вся эта неотделимая от физиологии и психологии симптоматика имеет индексальный характер, в то время как отображения жизни средствами танца — это знаки-копии. Вместе с тем в искусстве танца значительное место занимают и неизобразительные знаки или компоненты таких знаков. Условности танцевального языка связаны, с одной стороны, с «преувеличением», или «балетной стилизацией», движений, с Date: 2015-07-25; view: 608; Нарушение авторских прав |