Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 295
Бетствия руки») обладают яркой маркированностью: 'не желает здороваться; ищет ссоры; обостряет конфликт' и т.п. Поведенческие тексты многослойны по своей семантике; в них есть иерархия смыслов, за которой стоит иерархия культурных кодов (программ), организующих поведение1. Рассмотрим следующую ситуацию. Молодой человек пригласил симпатичную ему девушку поужинать в кафе. Девушка согласилась, и вот они вошли в кафе, к ним подходит метрдотель, приветствует, приглашает за свободный столик и т. д. В представленной ситуации имеет место как последовательность (цепочка) семиотически значимых действий / решений, так и их определенная иерархия. Последовательность действий примерно такая: 1) молодой человек решил пригласить девушку куда-то на вечер: не «так погулять», не на концерт, не к себе домой, не в ресторан, а именно в кафе; может быть, в определенное кафе; разумеется, важно, насколько предсказуемо это приглашение во всей картине их взаимоотношений: одно дело, если они ходят в кафе или ресторан через день, и совсем другая семиотика, если это первое приглашение за полгода знакомства; 2) парень пригласил (позвонил или сказал при встрече) и получил согласие; при этом, конечно, для их взаимоотношений очень важно, как девушка соглашалась (охотно или не очень и т. д.); как договорились встретиться (и здесь тоже есть своя семиотика: одно дело — у входа в кафе, другое — парень заходит или заезжает за девушкой к ней домой; третье — они встречаются и вместе идут в кафе, может быть, выбирают определенное кафе и т.д.); 3) они входят в кафе, здороваются (или не здороваются) с гардеробщиком, парень помогает девушке снять плащ, снимает свою куртку, отдает плащ и куртку гардеробщику, благодарит (или не благодарит) его, получая номерок; 4) входят в зал, здороваются (или не здороваются) с официантом (или метрдотелем), проходят и садятся за выбранный или указанный метрдотелем столик и т.д. 1 Однако в поведении отсутствует иерархия единиц плана выражения, поэтому в целом оно не является многоуровневой семиотикой. Впрочем, Ю.М.Лотман такую иерархию находил: «Иерархия значимых элементов поведения складывается из последовательности: жест — поступок — поведенческий текст» (Лотман 1992, 307). Представляется, однако, что это слишком абстрактная трактовка принципа уровневой организации семиотик: приходится отвлекаться от того, что «поступок» не «состоит» из «жестов» (если слово жест пони-Мать в его строгом паралингвистическом смысле); что «элементарные» единицы в поведении имеют разную «фактуру» и фактически многие из них далеко не элементарны. Например, как решить, что является «элементарными» единица-ми, а что — «неэлементарными (т.е. производными)» в такой высоко семиоти-Ческой ситуации, как праздничное застолье с приглашением гостей: состав ли блюд и спиртного, сервировка ли стола, одежда хозяев и гостей, способы рассаживания за столом, речевое и неречевое поведение каждого участника и т.д. Без Упрощения знаковой ситуации выстроить все это в триаду «жест — поступок — Поведенческий текст» трудно. 296 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ Что касается семиотической (смысловой) иерархии действий, то она выглядит так (в направлении от менее значимых смыслов к более важным): 1) действия, предписанные нормами этикета (приветствуют гардеробщика; парень пропускает девушку вперед и т.д.), «сообщают», что молодые люди воспитаны (или, по меньшей мере, цивилизованы), что они из «приличной семьи», умеют держать себя на людях и т.п.; 2) выбор для времяпрепровождения кафе семиотичен в разных отношениях: а) он говорит об определенном материальном достатке, но, возможно, выбор именно данного (а не более дорогого кафе или ресторана) прочитывается как свидетельство более скромного достатка; б) если парень всегда выбирает кафе или ресторан (и никогда театр или концерт, но при этом иногда футбольный матч), то, по-видимому, это связано с его равнодушием к искусству; в) выбор кафе (а не концерта или дискотеки) может говорить о большей близости молодого человека и девушки (например, о том, что ему приятнее говорить с ней, чем слушать концерт или находиться в более рассеянной атмосфере дискотеки); 3) приглашение в кафе говорит о том, что парень хорошо относится к девушке, ему с ней хорошо; он хочет сделать ей приятное и надеется, что и ей будет с ним хорошо в кафе и впоследствии; 4) в конечном счете приглашение в кафе означает, что парень ухаживает за девушкой, т.е. добивается ее склонности и сам готов к любовно-брачным отношениям. В описанной ситуации поведение молодого человека определяется несколькими поведенческими моделями: а) мужчины, который ухаживает за женщиной; б) молодого человека; в) человека определенного социального статуса и материального достатка; г) клиента (посетителя) кафе. Каждая модель (поведенческий код) содержит те или иные предписания и запреты (разной степени жесткости) и выступает как система норм поведения. Социализация взрослеющего человека заключается главным образом в том, что он усваивает поведенческие нормы как общества в целом, так и «своего круга». В социальной психологии эти нормы иногда называют социальными ролями, что позволяет сфокусировать внимание на поведении отдельных индивидов, а поведенческую панораму всего общества представить как соединение и переплетение «поведений» множества людей. Роли различаются по тому, с какой силой они детерминируют поведение человека; в этом плане различают три ранга ролей: статусные, позиционные и ситуационные (допуская при этом множество переходных и сложных случаев). Статусные роли определяются принадлежностью человека к своему этноязыковому коллективу (народу), его гражданством, в какой-то мере принадлежностью к конфессии родителей и их социальному страту. Позиционные роли складываются в зависимости от пола, возраста, социального положения, образования, профессии (роль отца, зятя, наставника, подруги детства, хозяина, подчиненного и т.д.), а Date: 2015-07-25; view: 550; Нарушение авторских прав |