Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 299
карточного долга, и это было важным доказательством порочности карточной игры. Опасность несоблюдения поста в супружеских отношениях подтверждалась ссылкой на участь Иуды, который был зачат в постный день (пятницу) и поэтому должен был стать убийцей или злодеем (Белова 1999). Подобные ритуально-религиозные мотивы в регламентации поведения бесчисленны и бесконечно разнообразны. 3. Зависимость поведения от культурно-идеологических течений и художественно-эстетических стилей своей эпохи была убедительно показана на материале русского дворянского быта XVIII — первой четверти XIX в. Ю. М. Лотманом1. Так, Лотман приводит множество документальных свидетельств (из частной переписки, мемуаров, художественных текстов) того, что бытовое поведение декабристов отличалось не только от общего поведенческого узуса петербургского и московского дворянства, но и от поведения «либералистов» и «фрондеров». Декабрист своим поведением отменял иерархичность и стилевое многообразие поступка. <...> Чисто практическое поведение делалось объектом не только осмысления в терминах и понятиях идейно-философского ряда, но и приобретало знаковый характер, переходя из ряда неоцени-ваемых действий в группу поступков, осмысляемых как «благородные» и «возвышенные» или «гнусные», «хамские» (по терминологии [декабриста] Н. Тургенева) и «подлые». <...> Приведем один исключительно выразительный пример. Пушкин записал характерный разговор: «Дельвиг звал однажды Рылеева к девкам. "Я женат", — отвечал Рылеев. "Так что же, — сказал Дельвиг, — разве ты не можешь отобедать в ресторации потому только, что у тебя дома есть кухня?"». Зафиксированный Пушкиным разговор Дельвига и Рылеева интересен не столько для реконструкции реально-биографических черт их поведения <...>, сколько для понимания их отношения к самому принципу поведения. Перед нами столкновение «игрового» и «серьезного» отношения к жизни. Рылеев — человек серьезного поведения. Не только на Уровне высоких идеологических построений, но и в быту такой подход подразумевает для каждой значимой ситуации некоторую единственную норму поведения. Дельвиг, как и арзамасцы или члены «Зеленой лампы», реализует игровое поведение, амбивалентное по сути: в реальную 1 См. «Бытовое поведение и типология культуры в России XVIII в.» (Лотман 1976); новая авторская редакция этой работы под заглавием «Поэтика бытового Поведения в русской культуре XVIII века» включена в первый том «Избранных статей» Лотмана в трех томах (см.: Лотман 1992). В этот же том вошли три другие Работы автор'а по названной проблеме: «Театр и театральность в строе культуры Начала XIX века»; «Сцена и живопись как кодирующие устройства культурного Поведения человека начала XIX века»; «Декабрист в повседневной жизни (быто-вое поведение как историко-психологическая категория)». 300 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ __________________ жизнь переносится ситуация игры, позволяющая считать в определенных позициях допустимой условностью замену «правильного» поведения противоположным. <...> Декабристы культивировали серьезность как норму поведения <...>. Декабрист не удовлетворяется тем, чтобы про себя, в уме своем, отрицательно оценивать любое проявление «века минувшего». Он гласно и публично называет вещи своими именами, «гремит» на балу и в обществе, поскольку именно в таком назывании видит освобождение человека и начало преобразования общества. Поэтому прямолинейность, известная наивность, способность попадать в смешные, со светской точки зрения, положения так же совместимы с поведением декабриста, как и резкость, гордость, даже высокомерие. Но оно абсолютно исключает уклончивость, игру оценками, способность «попадать в тон» не только в духе Молчалина, но и в стиле Петра Степановича Верховенского<...>. Может показаться, что эта характеристика применима не к декабризму вообще, а лишь к периоду «Союза благоденствия», когда «витийство на балах» входило в установку общества....В ходе дальнейшей тактической эволюции тайных обществ акцент был перенесен на конспирацию. Новая тактика заменила светского пропагандиста заговорщиком<...>. Однако следует отметить, что изменение в области тактики борьбы не привело к коренному сдвигу в поведении: становясь заговорщиком и конспиратором, декабрист не начинал вести себя «как все». Никакие конспиративные цели не могли его заставить принять поведение Молчалина. Выражая оценку уже не пламенной тирадой, а презрительным словом или гримасой, он оставался в бытовом поведении «карбонарием». Поскольку бытовое поведение не могло быть предметом для прямых политических обвинений, его не прятали, а наоборот — подчеркивали, превращая в некоторый опознавательный знак (Лотман 1992, 301 — 305). Date: 2015-07-25; view: 594; Нарушение авторских прав |