Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XV. Художественные семиотики движений человека 301
110 История искусств как развитие и взаимодей-■ vi ствие художественных языков. В лекциях XV — XVIII будут рассмотрены семиотики искусств, систематизированные в зависимости от природы знаков-«первоисточников», т.е. знаков, изначально составлявших определенную семиотику. Так, выразительные движения тела человека составляют семиотическую основу искусств танца, театра, пантомимики, цирка; знаки-изображения были исходными не только для изобразительного искусства и фотографии, но и для кинематографа и т.д. Разумеется, в наше время все искусства — это системы многоканальных семиотик. Например, в искусстве балета язык танца соединяется с языками музыки и изобразительного искусства (в костюмах, декорациях), а также с мимикой танцовщика и семиотикой его нетанцевальных движений1, а затем и с «объяснениями» балета в либретто и с его газетно-журнальными обсуждениями. В изобразительном искусстве знак-изображение соединяется, с одной стороны, с названием произведения, именем автора и семиотикой «потребления» произведения (ср. перерастающие в перфомансы вернисажи, авторские презентации, рекламные кампании «промоушена» и т.п.), а с другой, произведение так или иначе «вписывается», иногда конфликтно, в свой контекст (архитектурный, музейный, контекст интерьера). При этом иногда первичная семиотика определенного искусства в восприятии людей может затеняться более «заметными» художественными языками. Например, для многих кинозрителей кино — это прежде всего искусство актеров и режиссера в воспроизведении жизненных историй, драматических или смешных. Между тем в своих истоках кино — это искусство изображений, сменяющих друг друга на экране. Обращение ксемиотическим истокам искусств позволяет увидеть в их истории кардинальные линии и этапы, обусловленные событиями в их «внутренней» истории и логике развития их языков как содержательного каркаса и смысловых Рамок искусств. Развитие языков искусств происходит в результате постоянных усилий художника передать открывшееся ему но-вое знание о человеке и мире, в результате художнических поисков новой выразительности и действенности своих произведений. Художественные языки (т. е. семиотики отдельных искусств) представляют собой отдельные модели мира, концентрированное знание о мире, сформированное художественно-выразительными возможностями того или иного искусства. Для художника (поэта, ком- 1 Роль искусства драматического перевоплощения танцовщика в танце и ба-Лете была в полной мере оценена только в XX в.; характерны в этой связи худо-Жественные поиски Айседоры Дункан (1877—1927). 302 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ _________________ позитора) его художественный язык (т.е. та семиотика, в которой он работает) — это и корпус знаний о человеке, и метод или инструмент создания новых знаний средствами избранной семиотики. Художественные языки той или иной эпохи напрямую зависят от информационных технологий своего времени, т. е. от наличия письма и книгопечатания, радио, телевидения, компьютера, Интернета; от способов трансляции и тиражирования произведений; от развития средств аудио- и видеозаписи знаковых последовательностей разной природы (звуков, изображений, движений, событий, в том числе в режиме реального времени). Ср. такие с е-миотические вехи в истории кино (появившегося в 1895 г.): соединение техники кино с игрой актера (1897); открытие монтажа как способа «рассказа» в кино (1910—1916); приход звука (устной речи и музыки) в кино (1925—1930); приход цвета (1935); приход телевидения (с начала 1950-х гг.) с его противоречивой эстетикой, соединяющей несоединимое: репортаж, «домашность» (камерность) восприятия и ритмизированное мелькание видеоклипа. Немое кино, звуковое кино, музыкальный видеосюжет — это не только три разных техники изображения: это три разных взгляда на мир и три типа информации о мире. 111 Язык танца, самого древнего из искусств. Искусства выразительных движений человека (танец, театр, пантомима, цирк) — это исполнительские и зрелищные семиотики. Их объединяет и отличает от других искусств не только то, что их фактура, плоть — это тело человека, но и то, что в танце или театре произведение искусства возникает на глазах зрителей. Это искусства, где феномен творчества, его кульминация явлены публике; где произведение существует только прилюдно, именно в то время, когда оно порождается, и с окончанием представления перестает существовать. В современном мире из всех искусств танец обладает самым значительным непрофессиональным (несценическим) коррелятом в быту. Танцы (в дискотеках, клубах, на танцплощадках, балах, в гостях, на вечерах и т.д.), хотя это и развлекательное и праздничное занятие, принадлежат повседневной жизни непрофессионалов. Широкая распространенность бытового танца связана с тем, что танец — это древнейшее из искусств. О том, что танец древнее других искусств, свидетельствуют, с одной стороны, разнообразие явлений, напоминающих танцы, в жизни разных видов животных и птиц, а с другой, — данные этнографии о пляске как главном средстве сплочения не только мужчин племени в боевой и охотничий отряд, но и всех сородичей в племя, народ (об этом подробно говорилось в п. 55). Date: 2015-07-25; view: 1017; Нарушение авторских прав |