Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 297
также в зависимости от межличностных отношений, сложившихся в конкретной группе (в том числе и временной, например, в группе экскурсантов — «советчик», «обиженный», «нытик», «помощник» и т.д.). Ситуационные роли носят кратковременный характер: это шаблоны (стереотипы) поведения покупателя, пассажира, больного (в поликлинике), клиента в мастерской автосервиса, человека, едущего в своей машине на работу, человека в гостях и т.д.). Поведенческие нормы (коды) общества складываются исторически и существуют в виде неписаных и писаных законов. «Неписаные законы» — это обычаи и традиции, в своем большинстве условные, главное обоснование которых состоит в том, что так издавна повелось (т. е. в опоре на традицию) или так все делают, так принято делать (в опоре на преобладающие модели поведения). «Неписаные» нормы поведения аксиологичны (оценочны) и поэтому плавно переходят в этику с ее оценками решений и поступков людей по шкале «хорошо—плохо». Поведенческо-эти-ческие нормы усваиваются в основном путем естественного научения: в ходе домашнего воспитания, в значительной мере — на основе подражания поведению привлекательных (для данного индивида) людей. В более редких случаях имеет место искусственное обучение «хорошим манерам»: в классе, с учителем, учебником этикета и записанными «правилами хорошего тона». «Писаные» законы поведения составляют область права и в современном мире регламентируются законодательством.
ЗПлан выражения в поведенческих знаках. Име- ■ ются три основных источника знаковых средств поведения: 1) биологическая коммуникация; 2) ритуалы и питающие их фидеистические представления (этот источник — второй по хронологии, но первый по важности); 3) модели светского поведения, обусловленные идеологическими и художественно-эстетическими тенденциями (главным образом в новой и новейшей истории). 1. В силу единства эволюции, у процессов биокоммуникации и коммуникации людей есть общие черты и сходные знаки, восходящие к общим истокам (о чем не раз говорилось на страницах этой книги, см. п. 22 — 24; 27; 35). У людей большая часть таких знаков принадлежит именно поведенческим кодам (а не другим структурно и информационно более сложным семиотикам). Приведем некоторые примеры. У стадных обезьян вожак, его самка и Детеныш во время стоянки или отдыха занимают лучшие места (более сухие, на возвышении, в укрытии и т.д.); высокоранговым самцам их более слабые сородичи уступают дорогу; танцы будущей брачной пары у птиц (а также у ряда более примитивных 298 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ животных, например, у тритонов) выступают как прелюдия к брачному контакту, при этом у журавлей (чьи затейливые и продолжительные танцы особенно знамениты) инициатива танца и выбора особи противоположного пола принадлежит самцу и т.д. Легко указать корреляты (по отношению к названным знакам) в поведенческой семиотике людей: вожди и цари долгое время восседали на тронах, при этом в разных культурах в течение многих веков существовали запреты сидеть при монархе; большие (высокие, просторные, крепкие, позже — богатые и поэтому специально украшенные) дома выполняли и выполняют не только утилитарные функции, но и репрезентативные; высока семиотич-ность танцев в быту: вечера танцев, балы, танцплощадки, дискотеки и т. п. всегда были и остаются местом, где интенсивней всего вспыхивают симпатии и влюбленности. 2. Ритуал и мифолого-религиозные представления оказали самое непосредственное и определяющее воздействие на сложение норм поведения. В течение многих веков ритуалы и церковь были основным регулятором ежедневной жизни людей, определяя не только их миропонимание, но и основные принципы социальной организации семьи и общества — например, формы брака (полигамия, моногамия или полиандрия), а также возможность или невозможность развода; регулирование деторождения; отношение к самоубийству, а теперь и к эвтаназии; отношение к однополому сексу и т. п. Некоторые установления, мотивированные древнейшими верованиями, были унаследованы иудаизмом и христианством и стали органическими и стойкими чертами образа жизни, уже независимыми от секуляризации или даже атеизма государства. В этой связи можно указать на глубочайшую укорененность в быту многих миллионов людей не только идей главных христианских праздников (Рождества и Пасхи), но и самих способов, стилей поведения, проживания этих дней. (При этом «способы и стили» празднования у разных народов в ряде значимых черт различны именно потому, что ритуалы общехристианских праздников сплавлялись с местными культурно-бытовыми традициями.) Ср. также повсеместный и вполне живой у христианских народов обычай отмечать 9-й и 40-й день после кончины близкого человека. Для объяснения или усиления запретов и предписаний гигиены, морали или этикета народное сознание обращалось к религиозным представлениям, образам и сюжетам священной историй. Например, приниматься за еду с невымытыми руками считалось грехом (Топорков 1999). Запреты брать соль из солонки пальцами или макать кусок хлеба в солонку основывались на легенде о том, что именно так обращался с солью во время тайной вечери Иуда-На Украине существовало поверье, что Иуда предал Христа из-за Date: 2015-07-25; view: 635; Нарушение авторских прав |