Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XV. Художественные семиотики движений человека 311






 


кусстве мизансцен. Но может быть, здесь нет конфликта: мизан­сцена — организующая и формирующая единица спектакля, а плоть, фактура театра — игра актера.

113.1 О повышенной семиотичности театральной па- ралингвистики. Жесты и мимика актера на сце­не, как правило, усилены, подчеркнуты и поэтому более вырази­тельны, чем обычная паралингвистика; в этом вполне можно ви­деть «упрощение ради доходчивости» (П. Пави). Нередко подчерк-нутость мимики и жестикуляции оборачивается шаржированно-стью, карикатурностью (что иногда и требуется режиссеру). В це­лом в театре семиотика жестов и мимики более содержательна, чем в жизни. Это связано не только с общей большей выразитель­ностью лица и тела актера (в том числе и вне сцены по сравнению с поведением не-актера), но и более сложными взаимоотноше­ниями между вербальным и паравербальным компонентами в партитуре роли: паралингвистика далеко не всегда аккомпаниру­ет слову. Вс. Мейерхольд, например, считал важным выявить или усилить смысловой диссонанс между словом и пластикой роли: «Жесты, позы, взгляды, молчание определяют истину взаимоот­ношений людей. <...> Можно фразе придать пластику, очень со­ответствующую словам, но это в такой же мере естественно, как совпадение логического ударения со стихотворным в стихе»1.

113.2 Мизансцена. В театральном искусстве мизансце-I \J.Јmm на (франц. mise en scene 'размещение на сцене') — это расположение и координация игры актеров на сцене, освеще­ния, музыки в тот или иной эпизод спектакля, представляющий собой некоторое смысловое (драматургическое) единство. Мизан­сцена понимается как то минимальное пространство спектакля, в котором реализуется концепция театрального произведения, при этом каждая новая мизансцена должна обогащать содержание спек­такля и по-новому выявлять своеобразие театрального прочтения пьесы конкретным режиссером. Как пишет П. Пави, «мизансцена заключается в преобразовании драматургического текста или сце­нических указаний в сценическое письмо» (Пави 1991, 179). С точки зрения развития действия спектакля мизансцена — это отдельное звено в синтагматике конфликтов-взаимодействий («сшибок» пер­сонажей), из которых состоит театральное действие. В терминах семиотики мизансцена представляет собой иконический знак-об­раз, мера конвенциональное™ которого зависит от времени и места театральной постановки, художественного направления, к кото-

1 Мейерхольд В. Э. К истории техники театра [1908] // Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. - Часть первая. 1891-1917. - М, 1968. - С 135-136.

 


р0му близок режиссер, а также от индивидуального своеобразия еГо театрального языка. В истории мирового театра не прослежи­вается «единой тенденции», или общей линии в развитии оппо­зиции «изобразительность/условность». По-видимому, не суще­ствует и единого принципа оценки «меры условности» для разных сценических искусств (театр актеров, театр кукол, пантомима) и для разных родов и жанров театрального искусства (театр драмы, театр сатиры, музыкальная комедия и др.).

 

113.3 Семиотическая антитеза театру (изобразитель-Ю«w«ное искусство). Художественные семиотики (ис­кусства), составляя часть общесемиотического континуума зна­ковых систем, в своем пространстве по ряду признаков также об­разуют определенную семиотическую непрерывность. Полярные области континуума искусств занимают театр и изобразительное искусство. Их различия, выразительно сформулированные П. Г. Бо­гатыревым, представлены в таблице 15 (см.: Богатырев 1973, 312).

Таблица 15

Date: 2015-07-25; view: 662; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию