![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Лекция XV. Художественные семиотики движений человека 307
В XVII в. во Франции в Королевской академии музыки разработали систему записи танца, основанную на условном обозначении движения; позже ее дополнили обозначениями движений рук, а также музыкального размера. В XIX в. стали применять схематическое изображение движущегося человека, включая с отображение движения по вертикали. В 1852 г. во Франции балетмейстер А. Сен-Леон в книге «Сценохореография» стремился показать развитие танца в пространстве: он чертил планы сценической площадки, обозначал кулисы, отображал взаиморасположение актеров; для каждого движения ног указывал координированные с ним движения корпуса, головы и рук. В России система Сен-Леона была развита в руководствах для школ бальных танцев А.Я.Цорна «Грамматика танцевального искусства и хореографии» и «Атлас к грамматике танцевального искусства» (Одесса, 1890). Над системой записи балетных спектаклей много работал артист балета Мариинского театра и педагог В.И.Степанов (1866—1896), который специально для этого слушал лекции по антропологии и анатомии в Петербургском университете и был послан в Париж для усовершенствования в «графическом изображении балетных танцев и телодвижений». В 1892 г. он опубликовал в Париже на французском языке «Алфавит движений человеческого тела. Опыт регистрации движений человеческого тела при помощи музыкальных знаков». Эту систему включили в число специальных дисциплин Петербургского театрального училища. Интерес Степанова к языку и метаязыку танца отвечал его общему интересу к теории балета и к балетной дидактике. В 1895 г. он составил «Программу занятий балетных училищ с примерным распределением учебного материала на семь отделений, по степени трудности и сложности их» (вскоре утвержденную для классов балета в петербургском и московском театральных училищах). Степанов разработал систему нотно-линейной записи танца (знаки располагались на нотном стане). Он ввел в хореографию понятие градуса (величина сгибания и разгибания суставов), фиксировал ритм, мизансцены и планы движения. В 1899 г. в Петербурге была издана «Таблица знаков для записывания движений человеческого тела <...> по системе В.И.Степанова / Составил А.Горский» (СПб., 1899). При помощи системы Степанова в Мариинском театре было записано 27 балетов. В современных системах записи танца передают направление, Длину, ширину и форму шага; особенности постановки и отрыва ног от земли и их положения в воздухе; рисунок движений ног, смену положений рук, торса, головы, а также движение всех частей тела в различных плоскостях; ритм, темп и другие особенности динамики артиста и соотношение танцевальных движений и Музыки; строение мизансцен и планы движений действующих лиц по площадке. Стан с записью танцевальных движений помещает-
ся под нотным станом. При записи народного танца используется описательный способ регистрации движений тела1. В XX в. киносъемка и видеозапись кардинально расширили возможности сохранения произведений танцевального искусства как для повторного зрительского восприятия, так и для обучения балетному искусству. Однако доступность записи выступлений только подчеркнула аналитическую, теоретическую ценность метаязыка хореографии. Хореографу мало только «видеть» танец: он должен понимать его элементы, анатомию и геометрию, возможности танцовщиков и психологию зрителей. Средства записи танца и хореографическая терминология — это язык метасемиотической рефлексии хореографа, полезной как для развития семиотики танца, так и для самопознания танцевального искусства. 113 Театр: о фактуре и единицах театрального языка. В засвидетельствованных древнейших источниках пляска неотделима от пения и декламации, а исполнители — от зрителей. Это было синкретическим обрядовым действом — вроде шаманского камлания2 или древнегреческих дио-нисийских мистерий. Но уже в IV в. до н. э. в Греции возникает профессиональный театр — с противопоставленной зрителям сценой, хорошо оплачиваемыми актерами и хранимыми в тайне до представления свитками пьес. Как и олимпийские игры, театральные представления в Афинах приурочивались к религиозным празднествам, и им предшествовали культовые церемонии. Представления проходили в форме состязаний, традиционной для всех древнегреческих зрелищ: состязались поэты-драматурги, постановщики, а потом и первые актеры. Судьями были 5—10 рядовых граждан, отобранных по жребию (Каллистов 1970, 81). Театр всегда был искусством живой, прилюдной игры как п е-ревоплощения (буквально: перемены плоти) актера. «Фактура» театра — это тело и голос актера, позже — также и лицо. В греческом театре, где от актера требовался безукоризненно звучный и сильный голос, совершенство в пении и танце, все же «на первом месте стоит искусство жеста, доведенное в древности до 1 Подробно см.: Лисициан С. Запись движения (кинетография). — М; Л., 1940. 2 «Шаман сам, как драматург, творит пьесу-мистерию и сам же исполняет в Date: 2015-07-25; view: 932; Нарушение авторских прав |