Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XV. Художественные семиотики движений человека 303
По данным этологов, у животных и птиц движения, похожие на та-нец, чаще всего связаны с брачными играми и соперничеством особей одного пола. Например, во время любовных игрищ (токований) тетере-Бов, фазанов, павлинов самцы необычными («танцевальными») движениями стараются показать наиболее яркие части своего оперения. Воробьи, синицы, трясогузки, пуночки пляшут вокруг самок, распуская веерами хвосты и крылья. «Гималайский монал токует сначала боком к самке, потом быстро вертится на месте, рассыпая вокруг многокрасочные вспышки своего "металлического" оперенья» (Акимушкин 1999, 77-78). Ритуальные, «токовые», танцы есть не только у птиц, но и у зверей. Давно уже ходят слухи о загадочных танцах индийских диких слонов. <...> Танцуют и козлы серн перед молодыми козлами и козами: скачут, выгнув головы в ложной угрозе, встают на дыбы и вообще многие «па» проделывают на задних ногах. Антилопы топи кружатся каруселью, вереницей друг за другом, вокруг дерева или нескольких деревьев. <...> Антилопы импалы водят хороводы вокруг своих самок. С блеянием, задрав головы и хвосты, бегают вокруг, а самки стоят в середине, опустив головы. Но самые впечатляющие танцы у шимпанзе. <...> Самцы становились в круг и, ударяя в ладоши, более или менее ритмично топали ногами, словно «утрамбовывали» землю. Одна нога много раз, но легко касалась сверху другой ноги — такое еще «па» было в обезьяньем танце. Самки же только кружились: достаточно неуклюже, но не без кокетства (Акимушкин 1999, 23-24). «Танцы» птиц и животных — это вид биокоммуникации, в ходе которой осуществляется разноадресная регулятивная функция: с одной стороны, привлекаются особи противоположного пола, с другой, — путем состязания выявляется «расстановка сил» между соперниками и их очередность в выборе брачного партнера. Однако не приходится говорить об «эстетической» и «познавательной» функциях «танцев» в мире животных в отличие от танцев/ плясок в человеческом обществе. Древний танец многофункционален. Племя объединялось пляской как идеологией и как общим ритмизованным действом, требующим слаженности. В плясках образно представлялись значимые события в жизни человека и явлениях мира — сватовство и брак, полевые и хозяйственные работы (например, «Варение пива», «Ленок», «Мельница», карельский танец «Так ткут сукно» и др.)1; природные стихии; тотемические животные2 и те животные, птицы, рыбы, на которых охотилось племя. Пляска, кроме того, была магией, в особенности хороводы вокруг дерева «Нередко образы посева и брака в танцах объединялись (как например, в танце «Сеяние проса», сохранившемся до сих пор в детских Hipax). 2 Например, «танец орла», отображающий кружение орла над добычей, схватку с врагом и т.п. 304 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ (связанные с древнейшим и универсальным культом мирового древа1); вокруг огня (в ночь на Ивана Купалу; также южнославянское коло); вокруг убитого зверя; круговые танцы-обереги (при первом выгоне скота в поле, во время мора, засухи, на крестинах, свадьбах и т.п.). Слитность танца и магии необязательно связывать с глубокой древностью или архаическими сообществами. Например, П.Г.Богатырев знал свидетельства XIV—XIX вв. о том, что у чешских и словацких крестьян в дни мясопуста пожелания хозяевам обильного урожая выражались в обрядовых танцах с подскакиванием кверху, что должно было содействовать произрастанию полезных растений (их «подскакиванию кверху»). Ср. приводимые Богатыревым записи этнографов: «У нашего народа широко распространено поверье: "Как высоко девицы на масленицу подскакивают, так высоко у них вырастает лен"». «Каждая бабушка, даже высохшая, как виноградная лоза, на масленицу подпрыгивает, чтобы выросла высокая конопля <..,>. Молодые словацкие парни, как об этом рассказывает Божена Немцова, войдя в комнату, кружились под воткнутым в потолок рожном и пели песню, кончающуюся так: "Гоп, молодцы, до потолка, чтобы у вас выросла высокая конопля"» (Богатырев [1958] 1971, 428—429). У танца, как и у других искусств, в ранней истории имелись еще и несемиотические функции — медицинские и игровые. Общая пляска была средством коллективной психотерапии, физической тренировки и энергетической разрядки. Пляски наиболее искусных и выносливых танцоров часто принимали характер состязаний («кто кого перепляшет») и были, таким образом, забавой и отдыхом для «не-солистов» и зрителей. 111.1 Танцевальные па — лексика танца. Академик Б.В.Асафьев, (1884—1949), выдающийся музыковед, открывший самые глубокие истоки музыки в интонации, называл жесты «немыми интонациями тела», а танец — «языком тела» (Асафьев 1971, 354). В движениях тела, составляющих танец, как в интонации, явлено из глубины организма идущее чувство, настолько сильное, что оно «рвется наружу»: это чувство вызывает движение и определяет его пластический рисунок, темп и ритм. Двигательная первооснова танца связана с ходьбой — с ее индивидуальным устойчивым своеобразием (т.е. с походкой) или с временными, окказиональными особенностями2. Известно, как ! См.: Топоров В.Н. Древо мировое (МНМ 1991, I, 398-406). 2 Ср. общепонятные (словарные) выражения танцующая походка, танцующий шаг: Это был высокий, бодрый и очень красивый старик, ходивший танцующим ша~ гом, как ходят щеголи-поляки (Мамин-Сибиряк); Ходила она легко и плавно, пружинистым, танцующим шагом (М. Горький); [Семен Петрович] поплыл навстречу ей танцующей походкой (А.Н.Толстой) (цш\ по: ССРЛЯ, XV, 107; MAC, IV, 339)- Date: 2015-07-25; view: 725; Нарушение авторских прав |