Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 291
Ж. Охранительно-реставрационная работа, направленная на сохранение близости религиозно значимого текста по отношению к первоисточнику. Принципиальный консерватизм, характерный для конфессионально-филологической практики в религиях Писания, сказался в длительных запретах переводов Писания и литургии на народные (неклассические) языки (позже — в ограничениях и затруднениях переводов; в реставрационной направленности редактирования значимых текстов при их переиздании, комментировании или адаптации к новой аудитории и т.п.). Характерны в этом отношении периодические в православии до XVIII в. (в Болгарии, Сербии, в Литовской и особенно Московской Руси) «книжные справы» — исправление богослужебных книг по авторитетным греческим и церковно-славянским образцам. 3. Ритуализация воспроизведения текста; создание особых способов или форм существования текста. Естественно, что высокая ритуализация обращения со словом и книгой характерна в первую очередь для богослужений, а также для молитв за пределами храма. Звучащее в храме слово вплетено в ритуальное обращение верующих к Богу и взаимодействует со всеми остальными компонентами богослужения — звучащими (голос, музыкальные инструменты), видимыми (интерьер и его изобразительное решение; особое, отличное от «домашнего», освещение; ритуальные позы, жесты, телодвижения; особая одежда или детали одежды), осязаемыми (например, ритуальное прикосновение к свитку «Торы», иногда целование свитка). «Тора» в синагоге читается до сих пор по тексту, написанному обязательно вручную и обязательно на пергаменном свитке. Каждый раз в конце службы, когда свиток торжественно проносят по синагоге, иудеи встают и особым образом целуют свиток. Свитки «Торы», молитвенники, «Талмуд» нельзя выбрасывать. Когда ими уже нельзя пользоваться по ветхости, эти книги хоронят в земле. Последняя из 613 заповедей «Торы» велит каждому еврею хоть раз в жизни переписать свиток «Торы». Имеются строгие правила о том, как это делать. Текст должен быть написан на пергаменте из кожи ритуально чистого животного (обычно коровы), пером птицы, черными чернилами, прямыми линиями, с соблюдением строго определенного размера букв. Писцы должны погружаться в ритуальный бассейн перед каждым написанием имени Бога. Обычно опытный писец выполнял такую работу за год1. И. Выработка форм передачи учения подрастающим поколениям и пропаганды веры — в букварях, катехизисах, руководствах по священной истории, в адаптированных для детей пере- 1 Телушкин, раби Йосеф. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. — Иерусалим; Москва, 1992. — С. 135, 542 — 543. 292 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ сказах Писания, в толкованиях «трудных мест» и проч., с использованием возможностей всех искусств. К. Ограничение доступа к тексту для разных групп членов социума; внесение черт эзотеризма в текст и/или в его статус. В иудейской традиции до XVII в. сочинения по каббале разрешалось читать только женатым мужчинам старше сорока лет, хорошо знакомым с «Торой» и «Талмудом», поскольку мистические занятия считались опасными для людей незрелых и недостаточно твердых в вере. Л. Создание механизмов контроля за тем, как осуществлялась религиозная коммуникация. В разных конфессиях были выработаны правила, регулирующие создание и циркуляцию конфессиональных текстов в социуме. Например, в христианстве издавна составлялись списки рекомендуемых церковью книг (в церковнославянской традиции одна ранняя рекомендательная библиография читается в Изборнике Святослава 1073 г.), а также списки запрещенных книг (Отреченные книги в церковно-славянской книжности, ватиканский Index librorum prohibitorum 'индекс запрещенных книг'); церковная цензура регулировала книгоиздание, вводила ограничения в доступе к определенным книгам в зависимости от пола, возраста и т. п. Понятно, что названные механизмы семиотической защиты важного содержания значимы не только для религиозной коммуникации, однако наиболее ранние из засвидетельствованных фактов такой защиты относятся именно к сфере религии. Date: 2015-07-25; view: 575; Нарушение авторских прав |