Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кии я XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 289






 


Принцип иснада является важной особенностью мусульманской сис­темы обучения. Иснад предполагает последовательную передачу религи­озного знания лично от учителя к ученику на протяжении веков. Иснад в исламской книжности в большей мере, чем пифагорейско-христианское ipse dixit в европейской культуре, воспитывал мусульманского богослова или юриста в постоянной оглядке на авторитеты. Мусульманин, брав­ший в руки перо, становился автором только в том случае, если в своем сочинении воспроизводил традицию и включался в нее на правах млад­шего и послушного ученика. От страниц хадисов, заполненных переч­нями хранителей традиции, дух иснада распространялся на всю ислам­скую книжность, для которой характерны изобилие ссылок, призван­ных убедить в правдивости предания и правоверности суждения; посто­янная озабоченность, достаточно ли авторитетны те хадисы и их ис-нады, на которые ссылается пишущий; наконец, абсолютная необхо­димость каждой новой мысли быть в согласии с суждениями автори­тетов ислама. В целом проявления и последствия иснада являются мощ­ным фактором традиционализма в исламской культуре. Категория исна­да свидетельствует, что черты, характерные для религий Писания, при­сущи исламу в большей мере, чем иудаизму и христианству.

В мусульманской теологии сложилась особая исследовательская дис­циплина — выявление степени достоверности хадисов путем оценки на­дежности иснадов. Были выработаны специфические критерии оценок, учитывающие биографии передатчиков и историю создания и передачи их рассказа.

Следствием принципа ipse dixit (в исламе иснада) стало то, что крут авторов Писания был изначально ограничен, потому что Писание создается при жизни посланника Бога (пророка) или при жизни ближайших учеников и апостолов пророка. Новые со­чинения, связанные с распространением вероучения, уже не могли войти в Писание и составили сочинения второго порядка, вто­ричные не только хронологически, но и содержательно. Эти про­изведения образуют Священное Предание: в иудаизме это Тал-муд, в христианстве — патристика (корпус сочинений отцов цер­кви II—VIII вв.), в исламе — Сунна Пророка. При этом в Преда­нии постоянно подчеркивается его зависимость и вторичность по отношению к первоисточнику — Писанию1.

В. Определение канона произведений, образующих Писание; пирамидальная иерархизация религиозных текстов. Канонизация состоит в отборе из более или менее широкого круга циркулиру­ющих религиозных книг тех произведений, которые составляют Писание. Так, от времени раннего христианства (I — III вв.) со­хранилось около 50 евангелий, которые на соборах IV в. не были

1 Свод главных догматов христианства (Символ веры, лат. Credo, ц.-слав.-русск. Верую) был выработан отцами церкви, но при этом каждый из 12 членов Сим­вола веры патристическая традиция связывала с именем одного из 12 апостолов.


признаны каноническими. За пределами канона остались сотни рассказов о Христе, записей его слов и притч, а также посланий и откровений, которые традиция связывала с апостолами и еван­гелистами. Канонизация Писания, а затем различение Писания и Предания положили начало структурации и иерархизация религи­озного учения и циркулирующих произведений. При этом содер­жательное ядро учения догматизируется, начинает осознаваться как общеобязательное и неизменное, в то время как остальные смыслы и жанры осознаются в их отношении к смысловому цент­ру учения.

Кроме указанной выше оппозиции Писания и Предания ис­ключительно важно противопоставление книг, используемых в храме (это богослужебные книги), и книг конфессиональных, однако небогослужебных (в православной русской традиции это так называемые четьи книги). Богослужебные книги занимают са­мый верхний ярус жанровой пирамиды религиозных книг. В ее средних ярусах находятся, с одной стороны, теология (т. е. теория учения о Боге, Откровении и др.), а с другой, — дидактические тексты (прежде всего катехизисы) и учебные толкования к Писа­нию (например, в христианстве — так называемые учительные евангелия и псалтыри). На нижних ярусах пирамиды располагают­ся жанры менее «строгих» произведений: проповедь, конфессио­нальная полемика, мистические сочинения, конфессионально-светская литература.

Г. Догматизация главных истин вероучения, выработка систе­мы «аксиом веры». Догматы — это главные положения вероуче­ния, они утверждаются церковью в качестве истин Богооткрове­ния, неизменных и не подлежащих критике. К догматам отно­сятся не все истины Писания, но только те из них, которые составляют область веры (а не опыта или нравственности), — например, догмат монотеистических религий о единственности Бога; в религиях, признающих Спасение, — догматы о конце света, при этом в христианстве — также догматы о бессмертии Души, воскрешении мертвых, страшном суде, рае и аде и о за­гробном воздаянии человеку, а в католичестве — еще и догмат о чистилище; в исламе — догмат о несотворенности и предвечности Корана (Коран перед Творцом не есть сотворенное); догматы о Мухаммаде как печати пророков, о Коране как завершенном проро­честве и т. п.

Содержание догматов дано Писанием, но их четкие формули­ровки были выработаны богословами и утверждены высшими цер­ковными инстанциями. Догматы как общецерковные вероучитель-Ные истины отличаются от частных богословских мнений по раз­умным конкретным вопросам веры, не отраженным в догматах (например, вопроса о том, долго ли длятся адские мучения; как

Date: 2015-07-25; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию