Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кии я XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 289
Принцип иснада является важной особенностью мусульманской системы обучения. Иснад предполагает последовательную передачу религиозного знания лично от учителя к ученику на протяжении веков. Иснад в исламской книжности в большей мере, чем пифагорейско-христианское ipse dixit в европейской культуре, воспитывал мусульманского богослова или юриста в постоянной оглядке на авторитеты. Мусульманин, бравший в руки перо, становился автором только в том случае, если в своем сочинении воспроизводил традицию и включался в нее на правах младшего и послушного ученика. От страниц хадисов, заполненных перечнями хранителей традиции, дух иснада распространялся на всю исламскую книжность, для которой характерны изобилие ссылок, призванных убедить в правдивости предания и правоверности суждения; постоянная озабоченность, достаточно ли авторитетны те хадисы и их ис-нады, на которые ссылается пишущий; наконец, абсолютная необходимость каждой новой мысли быть в согласии с суждениями авторитетов ислама. В целом проявления и последствия иснада являются мощным фактором традиционализма в исламской культуре. Категория иснада свидетельствует, что черты, характерные для религий Писания, присущи исламу в большей мере, чем иудаизму и христианству. В мусульманской теологии сложилась особая исследовательская дисциплина — выявление степени достоверности хадисов путем оценки надежности иснадов. Были выработаны специфические критерии оценок, учитывающие биографии передатчиков и историю создания и передачи их рассказа. Следствием принципа ipse dixit (в исламе иснада) стало то, что крут авторов Писания был изначально ограничен, потому что Писание создается при жизни посланника Бога (пророка) или при жизни ближайших учеников и апостолов пророка. Новые сочинения, связанные с распространением вероучения, уже не могли войти в Писание и составили сочинения второго порядка, вторичные не только хронологически, но и содержательно. Эти произведения образуют Священное Предание: в иудаизме это Тал-муд, в христианстве — патристика (корпус сочинений отцов церкви II—VIII вв.), в исламе — Сунна Пророка. При этом в Предании постоянно подчеркивается его зависимость и вторичность по отношению к первоисточнику — Писанию1. В. Определение канона произведений, образующих Писание; пирамидальная иерархизация религиозных текстов. Канонизация состоит в отборе из более или менее широкого круга циркулирующих религиозных книг тех произведений, которые составляют Писание. Так, от времени раннего христианства (I — III вв.) сохранилось около 50 евангелий, которые на соборах IV в. не были 1 Свод главных догматов христианства (Символ веры, лат. Credo, ц.-слав.-русск. Верую) был выработан отцами церкви, но при этом каждый из 12 членов Символа веры патристическая традиция связывала с именем одного из 12 апостолов. признаны каноническими. За пределами канона остались сотни рассказов о Христе, записей его слов и притч, а также посланий и откровений, которые традиция связывала с апостолами и евангелистами. Канонизация Писания, а затем различение Писания и Предания положили начало структурации и иерархизация религиозного учения и циркулирующих произведений. При этом содержательное ядро учения догматизируется, начинает осознаваться как общеобязательное и неизменное, в то время как остальные смыслы и жанры осознаются в их отношении к смысловому центру учения. Кроме указанной выше оппозиции Писания и Предания исключительно важно противопоставление книг, используемых в храме (это богослужебные книги), и книг конфессиональных, однако небогослужебных (в православной русской традиции это так называемые четьи книги). Богослужебные книги занимают самый верхний ярус жанровой пирамиды религиозных книг. В ее средних ярусах находятся, с одной стороны, теология (т. е. теория учения о Боге, Откровении и др.), а с другой, — дидактические тексты (прежде всего катехизисы) и учебные толкования к Писанию (например, в христианстве — так называемые учительные евангелия и псалтыри). На нижних ярусах пирамиды располагаются жанры менее «строгих» произведений: проповедь, конфессиональная полемика, мистические сочинения, конфессионально-светская литература. Г. Догматизация главных истин вероучения, выработка системы «аксиом веры». Догматы — это главные положения вероучения, они утверждаются церковью в качестве истин Богооткровения, неизменных и не подлежащих критике. К догматам относятся не все истины Писания, но только те из них, которые составляют область веры (а не опыта или нравственности), — например, догмат монотеистических религий о единственности Бога; в религиях, признающих Спасение, — догматы о конце света, при этом в христианстве — также догматы о бессмертии Души, воскрешении мертвых, страшном суде, рае и аде и о загробном воздаянии человеку, а в католичестве — еще и догмат о чистилище; в исламе — догмат о несотворенности и предвечности Корана (Коран перед Творцом не есть сотворенное); догматы о Мухаммаде как печати пророков, о Коране как завершенном пророчестве и т. п. Содержание догматов дано Писанием, но их четкие формулировки были выработаны богословами и утверждены высшими церковными инстанциями. Догматы как общецерковные вероучитель-Ные истины отличаются от частных богословских мнений по разумным конкретным вопросам веры, не отраженным в догматах (например, вопроса о том, долго ли длятся адские мучения; как Date: 2015-07-25; view: 555; Нарушение авторских прав |