Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 287
щей мере окажется достойным получить слово Бога. Этим челове-КОм стал Мухаммад, пророк Аллаха. Б. Опора на авторитеты. Забота об авторитетности источника информации является одним из важных аспектов управления коммуникацией. Вполне очевидна связь этого принципа с мотивами сакрализации произведения или его автора. Круг «авторитетного», однако, шире круга «святого». В христианстве забота об авторитетности источника информации реализуется в принципе ipse dixit1, в исламе — в категории иснад. В христианстве авторитет сочинения тем выше, чем оно древнее или чем ближе его автор был к Богу, апостолу или евангелисту. Так, в иерархии христианских авторитетов авторы Нового Завета занимают вершинное место (потому что они ближе к Христу, чем создатели Ветхого Завета). Если говорить об апостолах и евангелистах, то апостолы называются первыми — они почитались выше евангелистов, поскольку были прямыми учениками и посланниками Иисуса Христа и знали его лично. Поэтому они точнее всех могли передать то, чему учил Христос. Их передача слов Христа и их толкования воспринимались по принципу ipse dixit как сказанное самим Богом. В исламе арабский термин иснад — это цепочка ссылок на очевидцев события, о котором рассказывается в хадисе (отдельном рассказе) из Сунны (жизнеописания) пророка Мухаммада. В каждом хадисе собственно сам рассказ об эпизоде из жизни Мухаммада или передача его пророчества предваряется иснадом — перечнем людей, которые передавали данный рассказ из поколения в поколение. Иснад вводит сообщения и фразы, возводимые к какому-либо авторитетному лицу, например: Рассказал мне А со слов Б, что В сказал, что Г слышал, как пророк Мухаммад изрек... (Ислам 1983, 67). Иснад приобрел особое значение в середине VII в. во время многолетней гражданской войны в халифате после убийства третьего «праведного» халифа, зятя Мухаммада и «собирателя» Корана, когда возникла острая необходимость верификации всего, что вкладывалось в уста Пророка. О том, насколько важен принцип древности и хронология иснада, говорит тот факт, что основные направления в исламе — суннизм и шиизм — различаются между собой тем, какой древности хадисы они признают священными и, следовательно, каноническими источниками права. 1 Лат lose dixi ('сам сказал', дословный перевод с др.-греч. autds epha) восходит I ^анГчному преданию о том, что последователи Пифагора, подчеркивая ^ii^ ^Диалоиния идеям У™ Сопровожд=^^ мулой autds epha. Ср. аналогичную функцию рефрена Так говорил *аР™У™ра* одноименноеf сочинении Ницше, стилизованном под передачу откровении про-рока зороастризма. 288 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ Date: 2015-07-25; view: 613; Нарушение авторских прав |