Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 287





щей мере окажется достойным получить слово Бога. Этим челове-КОм стал Мухаммад, пророк Аллаха.

Б. Опора на авторитеты. Забота об авторитетности источника информации является одним из важных аспектов управления ком­муникацией. Вполне очевидна связь этого принципа с мотивами сакрализации произведения или его автора. Круг «авторитетно­го», однако, шире круга «святого». В христианстве забота об авто­ритетности источника информации реализуется в принципе ipse dixit1, в исламе — в категории иснад.

В христианстве авторитет сочинения тем выше, чем оно древ­нее или чем ближе его автор был к Богу, апостолу или евангели­сту. Так, в иерархии христианских авторитетов авторы Нового За­вета занимают вершинное место (потому что они ближе к Хри­сту, чем создатели Ветхого Завета). Если говорить об апостолах и евангелистах, то апостолы называются первыми — они почита­лись выше евангелистов, поскольку были прямыми учениками и посланниками Иисуса Христа и знали его лично. Поэтому они точнее всех могли передать то, чему учил Христос. Их передача слов Христа и их толкования воспринимались по принципу ipse dixit как сказанное самим Богом.

В исламе арабский термин иснад — это цепочка ссылок на оче­видцев события, о котором рассказывается в хадисе (отдельном рассказе) из Сунны (жизнеописания) пророка Мухаммада. В каж­дом хадисе собственно сам рассказ об эпизоде из жизни Мухам­мада или передача его пророчества предваряется иснадом — пе­речнем людей, которые передавали данный рассказ из поколения в поколение. Иснад вводит сообщения и фразы, возводимые к какому-либо авторитетному лицу, например: Рассказал мне А со слов Б, что В сказал, что Г слышал, как пророк Мухаммад изрек... (Ислам 1983, 67). Иснад приобрел особое значение в середине VII в. во время многолетней гражданской войны в халифате после убийства третьего «праведного» халифа, зятя Мухаммада и «со­бирателя» Корана, когда возникла острая необходимость вери­фикации всего, что вкладывалось в уста Пророка. О том, на­сколько важен принцип древности и хронология иснада, гово­рит тот факт, что основные направления в исламе — суннизм и шиизм — различаются между собой тем, какой древности хадисы они признают священными и, следовательно, каноническими источниками права.

1 Лат lose dixi ('сам сказал', дословный перевод с др.-греч. autds epha) восхо­дит I ^анГчному преданию о том, что последователи Пифагора, подчеркивая ^ii^ ^Диалоиния идеям У™ Сопровожд=^^ мулой autds epha. Ср. аналогичную функцию рефрена Так говорил *аР™У™ра* одноименноеf сочинении Ницше, стилизованном под передачу откровении про-рока зороастризма.


288 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ


Date: 2015-07-25; view: 562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию