Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религии как сверхсложные семиотические системы
В разных разделах этой книги по ходу таксономических обзоров знаков и знаковых систем не раз было показано, что религии превосходят любые знаковые системы во всех возможных аспектах, существенных для сопоставления семиотик: 1 См. в этой связи статьи «Беременность. Беременная женщина» (автор С.М.Толстая), «Битье посуды» (А.Л.Топорков), «Болезнь человека» (Т.А.Агап-кина, В.В.Усачева), «Борода» (О.А.Терновская), «Брак» (А.В.Гура), «Волосы» (Н.И.Толстой, В.В.Усачева), «Еда» (А.Л.Топорков), «Женщина» (Г.И.Кабакова), «Зима» (И.А.Седакова), «Имя» (С.М.Толстая и др.). (СлДр 1995; СлДр 1999), Данные которых говорят о том, что архаические (дохристианские) представления и ритуалы продолжают жить в поведенческих и/или ментальных стереотипах современных славян. Например, обычай колотить рюмки об пол после выпитого «особо важного» тоста; приметы, связанные с битьем посуды (при гостях — Добрый знак, без гостей — плохой); или иронические паремии, обыгрывающие мифологическую связь понятий «ум» и «борода» (укр. У 6opodi гречка цв\те, а в голов\ й не орано); или обрядовая роль свадебного «дружки», отчасти унаследованная современным «свидетелем» (который нередко до сих пор выступает с Распространенным атрибутом дружки — расшитым полотенцем через плечо); или то, что у православных женщин не принято находиться в церкви с непокрытой головой; или традиция отмечать 9-й и 40-й день после кончины близкого человека (в том числе в нерелигиозных семьях) и т.п. 284 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ __________________ а) по разнообразию используемых знаков (в семиотиках религий имеются все возможные знаки: индексы, иконы, символы; простые и производные знаки; знаки любых сенсорных модальностей, включая осязание, вкус и обоняние); б) по сложности уров-невого строения; в) по разнообразию и богатству передаваемого содержания и выполняемых функций. Религия как форма общественного сознания и сверхсложная семиотика объединяет в себе все доступные людям семиотики, образуя как бы параллельный семиотический континуум по отношению ко всему континууму социальной коммуникации (будучи, разумеется, только частью семиотического универсума). Религиозный семиотический континуум образуют следующие семиотики: 1) мифолого-религиозная картина мира, т.е. знания о Боге, человеке, обществе, мире; о принципах нравственной жизни; в религиях, исповедующих спасение, картина мира содержит также знание о путях личного спасения человека для будущей жизни; 2) ритуалы с их семиотическим разнообразием и всепроникающим влиянием на формы повседневной жизни; 3) паралингви-стические средства общения (в ритуалах и за пределами собственно ритуала); 4) социальные коды (программы) поведения и общения вне храма; 5) естественный язык (иногда два языка: сакральный и профанный); 6) все художественные языки (искусства), доступные человечеству в конкретное историческое время (например, применительно к современному миру, включая возможности кино, телевидения, рок-музыки и т.д.); 7) теологическое знание (в качестве паранаучного — понятийно-логического, источниковедческого, комментаторского и т. д. — коррелята к ми-фолого-религиозной доктрине и корпусу основных ритуалов). В континууме религиозной коммуникации, как и во всем информационно-семиотическом континууме общения людей, центральное место занимают семиотики, использующие естественный язык (языки). Более того, для развитых религий (в отличие от древних ритуалов и по сравнению с обычным, нерелигиозным, речевым общением) характерно повышенное внимание к слову. Это обусловлено самой природой религии. Религия мыслится верующими как связь между высшей и вечной сущностью (Абсолютом, Богом, богами) и людьми. Эта связь состоит в том, что Абсолют сообщил людям самое главное знание и между Абсолютом и людьми установился своего рода договор: люди стремятся жить, руководствуясь главным знанием, полученным от Бога, и надеясь на его помощь, поддержку, награду свыше, в том числе в некоторых религиях — на иную, вечную жизнь. В самых разных религиях в круг ключевых значений входят слова, связанные с передачей информации: Откровение, слово Бога, заповедь, завет, пророчество, благая весть, вест- Date: 2015-07-25; view: 1704; Нарушение авторских прав |