Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религии как сверхсложные семиотические системы





В разных разделах этой книги по ходу так­сономических обзоров знаков и знаковых систем не раз было по­казано, что религии превосходят любые знаковые системы во всех возможных аспектах, существенных для сопоставления семиотик:

1 См. в этой связи статьи «Беременность. Беременная женщина» (автор С.М.Толстая), «Битье посуды» (А.Л.Топорков), «Болезнь человека» (Т.А.Агап-кина, В.В.Усачева), «Борода» (О.А.Терновская), «Брак» (А.В.Гура), «Волосы» (Н.И.Толстой, В.В.Усачева), «Еда» (А.Л.Топорков), «Женщина» (Г.И.Кабако­ва), «Зима» (И.А.Седакова), «Имя» (С.М.Толстая и др.). (СлДр 1995; СлДр 1999), Данные которых говорят о том, что архаические (дохристианские) представле­ния и ритуалы продолжают жить в поведенческих и/или ментальных стереотипах современных славян. Например, обычай колотить рюмки об пол после выпитого «особо важного» тоста; приметы, связанные с битьем посуды (при гостях — Добрый знак, без гостей — плохой); или иронические паремии, обыгрывающие мифологическую связь понятий «ум» и «борода» (укр. У 6opodi гречка цв\те, а в голов\ й не орано); или обрядовая роль свадебного «дружки», отчасти унаследо­ванная современным «свидетелем» (который нередко до сих пор выступает с Распространенным атрибутом дружки — расшитым полотенцем через плечо); или то, что у православных женщин не принято находиться в церкви с непокры­той головой; или традиция отмечать 9-й и 40-й день после кончины близкого человека (в том числе в нерелигиозных семьях) и т.п.

284 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ__________________

а) по разнообразию используемых знаков (в семиотиках религий имеются все возможные знаки: индексы, иконы, символы; про­стые и производные знаки; знаки любых сенсорных модально­стей, включая осязание, вкус и обоняние); б) по сложности уров-невого строения; в) по разнообразию и богатству передаваемого содержания и выполняемых функций.

Религия как форма общественного сознания и сверхсложная семиотика объединяет в себе все доступные людям семиотики, образуя как бы параллельный семиотический континуум по отно­шению ко всему континууму социальной коммуникации (будучи, разумеется, только частью семиотического универсума). Религи­озный семиотический континуум образуют следующие семиоти­ки: 1) мифолого-религиозная картина мира, т.е. знания о Боге, человеке, обществе, мире; о принципах нравственной жизни; в религиях, исповедующих спасение, картина мира содержит так­же знание о путях личного спасения человека для будущей жизни; 2) ритуалы с их семиотическим разнообразием и всепроникаю­щим влиянием на формы повседневной жизни; 3) паралингви-стические средства общения (в ритуалах и за пределами собствен­но ритуала); 4) социальные коды (программы) поведения и об­щения вне храма; 5) естественный язык (иногда два языка: сак­ральный и профанный); 6) все художественные языки (искусст­ва), доступные человечеству в конкретное историческое время (например, применительно к современному миру, включая воз­можности кино, телевидения, рок-музыки и т.д.); 7) теологиче­ское знание (в качестве паранаучного — понятийно-логического, источниковедческого, комментаторского и т. д. — коррелята к ми-фолого-религиозной доктрине и корпусу основных ритуалов).



В континууме религиозной коммуникации, как и во всем ин­формационно-семиотическом континууме общения людей, цент­ральное место занимают семиотики, использующие естественный язык (языки). Более того, для развитых религий (в отличие от древ­них ритуалов и по сравнению с обычным, нерелигиозным, рече­вым общением) характерно повышенное внимание к слову. Это обусловлено самой природой религии.

Религия мыслится верующими как связь между высшей и веч­ной сущностью (Абсолютом, Богом, богами) и людьми. Эта связь состоит в том, что Абсолют сообщил людям самое главное знание и между Абсолютом и людьми установился своего рода договор: люди стремятся жить, руководствуясь главным знани­ем, полученным от Бога, и надеясь на его помощь, поддержку, награду свыше, в том числе в некоторых религиях — на иную, вечную жизнь. В самых разных религиях в круг ключевых значений входят слова, связанные с передачей информации: Открове­ние, слово Бога, заповедь, завет, пророчество, благая весть, вест-







Date: 2015-07-25; view: 611; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию