Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религии как сверхсложные семиотические системы





В разных разделах этой книги по ходу так­сономических обзоров знаков и знаковых систем не раз было по­казано, что религии превосходят любые знаковые системы во всех возможных аспектах, существенных для сопоставления семиотик:

1 См. в этой связи статьи «Беременность. Беременная женщина» (автор С.М.Толстая), «Битье посуды» (А.Л.Топорков), «Болезнь человека» (Т.А.Агап-кина, В.В.Усачева), «Борода» (О.А.Терновская), «Брак» (А.В.Гура), «Волосы» (Н.И.Толстой, В.В.Усачева), «Еда» (А.Л.Топорков), «Женщина» (Г.И.Кабако­ва), «Зима» (И.А.Седакова), «Имя» (С.М.Толстая и др.). (СлДр 1995; СлДр 1999), Данные которых говорят о том, что архаические (дохристианские) представле­ния и ритуалы продолжают жить в поведенческих и/или ментальных стереотипах современных славян. Например, обычай колотить рюмки об пол после выпитого «особо важного» тоста; приметы, связанные с битьем посуды (при гостях — Добрый знак, без гостей — плохой); или иронические паремии, обыгрывающие мифологическую связь понятий «ум» и «борода» (укр. У 6opodi гречка цв\те, а в голов\ й не орано); или обрядовая роль свадебного «дружки», отчасти унаследо­ванная современным «свидетелем» (который нередко до сих пор выступает с Распространенным атрибутом дружки — расшитым полотенцем через плечо); или то, что у православных женщин не принято находиться в церкви с непокры­той головой; или традиция отмечать 9-й и 40-й день после кончины близкого человека (в том числе в нерелигиозных семьях) и т.п.

284 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ__________________

а) по разнообразию используемых знаков (в семиотиках религий имеются все возможные знаки: индексы, иконы, символы; про­стые и производные знаки; знаки любых сенсорных модально­стей, включая осязание, вкус и обоняние); б) по сложности уров-невого строения; в) по разнообразию и богатству передаваемого содержания и выполняемых функций.

Религия как форма общественного сознания и сверхсложная семиотика объединяет в себе все доступные людям семиотики, образуя как бы параллельный семиотический континуум по отно­шению ко всему континууму социальной коммуникации (будучи, разумеется, только частью семиотического универсума). Религи­озный семиотический континуум образуют следующие семиоти­ки: 1) мифолого-религиозная картина мира, т.е. знания о Боге, человеке, обществе, мире; о принципах нравственной жизни; в религиях, исповедующих спасение, картина мира содержит так­же знание о путях личного спасения человека для будущей жизни; 2) ритуалы с их семиотическим разнообразием и всепроникаю­щим влиянием на формы повседневной жизни; 3) паралингви-стические средства общения (в ритуалах и за пределами собствен­но ритуала); 4) социальные коды (программы) поведения и об­щения вне храма; 5) естественный язык (иногда два языка: сак­ральный и профанный); 6) все художественные языки (искусст­ва), доступные человечеству в конкретное историческое время (например, применительно к современному миру, включая воз­можности кино, телевидения, рок-музыки и т.д.); 7) теологиче­ское знание (в качестве паранаучного — понятийно-логического, источниковедческого, комментаторского и т. д. — коррелята к ми-фолого-религиозной доктрине и корпусу основных ритуалов).



В континууме религиозной коммуникации, как и во всем ин­формационно-семиотическом континууме общения людей, цент­ральное место занимают семиотики, использующие естественный язык (языки). Более того, для развитых религий (в отличие от древ­них ритуалов и по сравнению с обычным, нерелигиозным, рече­вым общением) характерно повышенное внимание к слову. Это обусловлено самой природой религии.

Религия мыслится верующими как связь между высшей и веч­ной сущностью (Абсолютом, Богом, богами) и людьми. Эта связь состоит в том, что Абсолют сообщил людям самое главное знание и между Абсолютом и людьми установился своего рода договор: люди стремятся жить, руководствуясь главным знани­ем, полученным от Бога, и надеясь на его помощь, поддержку, награду свыше, в том числе в некоторых религиях — на иную, вечную жизнь. В самых разных религиях в круг ключевых значений входят слова, связанные с передачей информации: Открове­ние, слово Бога, заповедь, завет, пророчество, благая весть, вест-







Date: 2015-07-25; view: 419; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию