Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 285
ник, посланник, пророк, Священное Знание (Писание, Предание), Символ веры, истолкование священного Слова, проповедь, молитва... История религий состоит в движении и изменении некоторой специальной информации — в ее территориальном распространении или сокращении, той или иной трансляции — передаче, пересказе, переводе, перетолковании, разъяснении. По сути, это вопросы филологические и, с учетом разнообразия информационных каналов, семиотические. Логика и антиномии религиозной коммуника- ции1. В религиозной практике значимы два основных направления коммуникации: 1) от Бога — через пророка (наставника, священника) — к людям; 2) от людей — через пророка (наставника, священника) — к Богу. Первое направление обусловливает такие жанры религиозной коммуникации, как слышимое пророком Откровение Бога, пророческая проповедь Откровения и Писания (если Откровение записано). Со вторым направлением связаны богослужение и молитва, при этом культ (поклонение, служба Богу) и молитва проникают друг в друга: молитвы включаются в ритуал поклонения, а элементы службы присутствуют в молитве (определенные жесты, телодвижения, культовые словесные формулы и т.п.). Таким образом, Откровение, проповедь и молитва выступают как фундаментальные (исходные) жанры религиозной коммуникации, а разнообразные другие жанры — как вторичные, последующие, производные. В развитии религиозной коммуникации существует внутренняя логика, обусловленная асимметрией в направлении коммуникации: Откровение ниспосылается от Одного многим, оно рассеивается как доброе семя или живительная влага, и этот процесс чреват опасностью недопонимания, искажения, неполного восприятия, т.е. вообще утраты важных смыслов. Что касается обращения людей к Богу (прямо или через посредство священников, наставников), то здесь основная коммуникативная коллизия связана с неопределенностью обратной связи. Люди не знают, услышал ли Бог молитву, угодно ли Ему то пение, которое отзвучало в храме, «правильны» ли книги, по которым они спасаются. Действительную обратную связь заменяют косвенные свидетельства: например, после молебна прошел прошенный у Бога дождь... Однако таких подтверждений не хватает, и люди видят залог успешного обращения к Богу, с одной стороны, в искренности и полноте веры, а с другой, — в строгом следовании определенным • В основу параграфа положена глава «Религиозные книги», «^*""0 ^ заключительный раздел «Конфессиональная л^^™ ^Т^™108 пространство» из книги автора «Язык и религия» (см.. Мечковская 15MJ). 286 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ _________________ правилам обращения к Богу. Поэтому обращение людей к Богу -^ это в известном смысле автокоммуникация. В развитии содержания, каналов и способов религиозной коммуникации прослеживается внутренняя логика, направленная на решение двух антиномических задач: и сохранить смысловую полноту Откровения, и передавать Откровение все расширяющемуся кругу людей — новым поколениям, в новые земли, в новые времена. Логика саморазвития религиозной коммуникации реализуется в ряде обязательных процессов. В истории разных религиозных традиций, и в первую очередь в религиях Писания1, заботы об успешности и действенности учения выработали ряд специальных психолого-семиотических механизмов защиты и позиционирования самой важной информации. Охарактеризуем важнейшие из них. А. Сакрализация произведения, содержащего главные религиозные истины. Основа информационной защиты Откровения состоит в том, что религиозное сознание наделяет Откровение свойством святости (сакральное™): слова, заповеди, главные истины вероучения мыслятся как дарованное Богом священное знание — полное и совершенное. Степень сакрализация Писания в разных религиях различна. Так, в христианстве священно Писание, однако не его язык (языки). Святыми признаются также люди, которым атрибутируется создание отдельных книг Ветхого и Нового Заветов: Писание признается «написанным Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами»2. В исламе священным считается не только вероучение, но и язык Откровения и даже сама книга Коран (как физическое тело), содержащее Откровение. Коран (прототип земных книг, мать книги, как сказано в его 13-й суре) не был создан: он, а также арабские буквы, с помощью которых он был записан, каждое слово Аллаха, сама книга Коран существовали всегда, извечно и хранились на седьмом небе в ожидании прихода того, кто в наиболь- 1 Откровение высших сил могло мыслиться в двух основных формах: 1) в 2 Библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. — М.» Date: 2015-07-25; view: 859; Нарушение авторских прав |