Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работы учителя-логопеда





 

№ п/п Вид деятельности Содержание Сроки Цели, задачи
         
Диагностическая работа
1. Обследование устной и письменной речи учащихся 1-4 классов. Индивидуальная диагностика; - посещение уроков; - анкетирование родителей; - заполнение речевых карт. 1–15 сентября 15–31 мая Определение количества учащихся, имеющих отклонения в речевом развитии. Уточнение степени нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и степень сформированности связной речи.
2. Комплектование групп и подгрупп для занятий. Составление расписания. 1. С ОНР (III уровня) и НВОНР (1 класс). 2. С ФФНР (1 класс). 3. С нарушением чтения и письма, обусловленными НВОНР (2 – 4 классы). 4. С нарушением чтения и письма, обусловленными ФФНР (2 – 4 классы). 5. Подгруппы с ФН. 1–15 сентября в течение года Организация коррекционного процесса.  

Продолжение таблицы 1

         
3. Обследование устной и письменной речи учащихся 1-4 классов. -Индивидуальная диагностика; - посещение уроков; - анкетирование родителей; - заполнение речевых карт. 1–15 сентября 15–31 мая Определение количества учащихся, имеющих отклонения в речевом развитии. Уточнение степени нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и степень сформированности связной речи.
4. Комплектование групп и подгрупп для занятий. Составление расписания. 6. С ОНР (III уровня) и НВОНР (1 класс). 7. С ФФНР (1 класс). 8. С нарушением чтения и письма, обусловленными НВОНР (2 – 4 классы). 9. С нарушением чтения и письма, обусловленными ФФНР (2 – 4 классы). 10. Подгруппы с фонетическим дефектом. 1–15 сентября в течение года Организация коррекционного процесса.  
5. Диагностика эффективности выполнения коррекционных программ. Контрольные работы. Декабрь Выявление уровня эффективности использования коррекционных программ с группами учащихся. Уточнение логопедических заключений.
6. Обследование письменной речи учащихся 1 классов. Письменные работы. Зимние каникулы Выявление учащихся 1 классов, имеющих нарушения письменной речи.
7. Индивидуальное логопедическое обследование учащихся, направленных на ПМПК. Углубленное изучение особенностей речевого развития. Ноябрь-апрель Определение вида и степени выраженности речевого нарушения.

 

Окончание таблицы 1

Коррекционно-развивающая работа
         
8. Коррекционные занятия с учащимися, зачисленными на логопедический пункт. Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. С 15 сентября по 15 мая. Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся. Развитие познавательных процессов.

 

Коррекционная работа осуществляется в ходе фронтальной работы с группами и индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (индивидуальные занятия проводятся с двумя учащимися).

Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время: для всех детей (так как обучаются в первую смену) – во вторую смену.

Во время коррекционного процесса осуществляется отслеживание ошибок в письменных работах учащихся: на начало и конец учебного года.

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от тесного контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. На заседаниях методического объединения учителей начальной школы логопед информирует о видах речевых нарушений, о содержании коррекционной работы, о методах и приёмах логопедической работы, обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к слабоуспевающим учащимся.

Большое значение имеет работа с психологом, так как многие учащиеся имеют не только речевые отклонения, но и различные проблемы в развитии. Постоянно организуется совместная коррекционная работа с детьми.

Работа педагога-психолога строится на основе «Положения о службе практической психологии в системе Министерстве образования Российской Федерации от 22.10.99г.», «Положения о психологической службе системы образования Ямало-ненецкого автономного округа от 07.02.2002г.», «Положения о психологической службе МОУ СОШ № 14», «Должностной инструкции педагога-психолога МОУ СОШ №14» и утвержденного годового плана.

 

 

Таблица 2

Фрагмент плана работы педагога – психолога

 

Название работы Условие проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат
           
1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
1. Диагностика готовности детей к школьному обучению. кабинет психолога педагог – психолог сентябрь Оценка психофизиологической готовности детей к обучению в школе (уровень готовности к обучению)
2. Анкетирование родителей первоклассников кабинет психолога педагог – психолог сентябрь Изучение социально-психологической адаптации первоклассников к школе
3. Групповая диагностика адаптации учащихся 1-х классов. классные кабинеты педагог – психолог октябрь Оценка уровня адаптации, выявление дезадаптированных учащихся
4. Групповая диагностика адаптации учащихся 5-х классов при переходе в среднее звено. классные кабинеты педагог – психолог октябрь Оценка уровня адаптации, выявление дезадаптированных учащихся
5. Повторная диагностика дезадаптированных уч-ся 1и 5 классов. классные кабинеты педагог – психолог апрель Отслеживание динамики развития, эффективности коррекционной работы.
6. Групповая диагностика учащихся 4–х классов при переходе в среднее звено. классные кабинеты педагог – психолог апрель Исследование уровня интеллектуального развития учащихся при переходе в 5 кл

Продолжение таблицы 2


           
7. Групповая диагностика учащихся 4–х классов при переходе в среднее звено. классные кабинеты педагог – психолог апрель Исследование уровня тревожности.
8. Индивидуальная диагностика учащихся по запросу педагогов и родителей. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Психолого – педагогическая помощь.
9. Индивидуальная диагностика учащихся, по профессиональному самоопределению. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Исследование личностных особенностей, интересов и склонностей
10. Индивидуальная диагностика учащихся, состоящих на профилактическом учете. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Исследование личностных особенностей, поведения учащихся.
11. Индивидуальная диагностика неуспевающих учащихся. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Выявление уровня интеллектуального развития, причин низкой успеваемости.
12. Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир» (по запросу). кабинет психолога педагог-психолог в течение года Исследование профессиональных предпочтений учащихся.
13. Обследование учащихся младших классов к ПМПК. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Определение вида и степени выраженности отклонений в развитии
14. Индивидуальная диагностика аттестующихся педагогов. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Определение самооценки педагога, стиля взаимоотношений с учащимися

Продолжение таблицы 2

           
15. Посещение уроков. классные кабинеты педагог-психолог в течение года Изучение коммуникативной деятельности учителя и учащихся. Заключение.
2. КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
1. Индивидуальная коррекционная работа с дезадаптированными учащимися 1-х классов. кабинет психолога педагог-психолог ноябрь-март Коррекция познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы.
2. Индивидуальная коррекционная работа с дезадаптированными учащимися 5-х классов. кабинет психолога педагог-психолог ноябрь-март Коррекция познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы.
3. Индивидуальные занятия с дезадаптированными учащимися 1, 5 классов по программе «Ибис», «Бос». кабинет психолога педагог-психолог ноябрь-март Снижение тревожности.
4. Индивидуальные занятия с учащимися «группы риска», опекаемыми по программе «ИБИС», «БОС». кабинет психолога педагог-психолог в течение года Коррекция психологических проблем.
5. Индивидуальная коррекционно - развивающая работа по запросу педагогов. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Внесение коррекции в проблемные зоны
6. Индивидуальная коррекционно - развивающая работа кабинет психолога педагог-психолог ноябрь - март Внесение коррекции в проблемные зоны

Продолжение таблицы 2


           
  с неуспевающими учащимися        
7. Индивидуальная коррекционно - развивающая работа учащихся (ПМПК). кабинет психолога педагог-психолог в течение года Внесение коррекции в проблемные зоны
3. ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
1. Групповые адаптационные занятия с учащимися 1-х классов классные кабинеты педагог-психолог сентябрь Сплочение коллектива, профилактика дезадаптации
2. Групповые адаптационные занятия с учащимися 5-х классов классные кабинеты педагог-психолог сентябрь Сплочение коллектива, профилактика дезадаптации
3. Проведение «Недели психологии» в рамках марафона «Мой выбор». классные кабинеты педагог-психолог декабрь Оптимизация отношений «Учитель – ученик», повышение психологической культуры учащихся, повышение уровня общения.
4. Участие в родительских собраниях: - Как помочь ребенку адаптироваться к школе. Возрастные особенности первоклассника; - Как помочь ребенку адаптироваться к школе. Возрастные особенности пятиклассника; классные кабинеты педагог-психолог   октябрь     ноябрь     декабрь   февраль   март апрель Создание ситуации сотрудничества, формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

 

Окончание таблицы 2

           
  - Кризисы взросления младших школьников (3-4 классы); - Психологическая готовность ребенка к обучению в школе; - Агрессия, ее причины и последствия.        
5. Участие в семинарах, педагогических советах и МО: - Роль школы в социализации ребенка (семинар); - Учебно-воспитательный процесс, как педагогическое взаимодействие (педагогический совет). классные кабинеты педагог-психолог     октябрь   март Психологическое просвещение педагогов.
6. Проведение классных часов, бесед, диспутов. классные кабинеты педагог-психолог в течение года Создание ситуации сотрудничества, повышение психологической культуры учащихся.
7. Профилактика суицидальных попыток. классные кабинеты педагог-психолог в течение года формирование бережного отношения к своему психическому здоровью

 


В программе коррекционной работы может быть предусмотрена работа по укреплению здоровья детей с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в обучении, так как очень часто проблемы, связанные с нарушением отдельных функций усугубляются имеющимися у детей данной категории болезненными состояниями. Примером может служить следующая разработка.

Таблица 3

Фрагмент плана организации оздоровительной работы

 

№ п/п Мероприятия Ответственный Срок выполнения
       
  Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме рабочего дня: -совещания на темы: «Реализация программы «Школа – территория здоровья», «Двигательная активность детей», «Как воспитать в детях негативное отношение к вредным привычкам»; -назначение ответственных за проведение оздоровительных мероприятий в школе, проведение для них инструктажей; -проведение бесед в классах о режиме дня для школьника, о порядке проведения ФМ и подвижных игр на переменах; -организация утренней зарядки для учащихся школы     администрация     классные руководители   учителя-предметники физорги     в течение года     сентябрь     сентябрь   ежедневно
  Занятия физическими упражнениями и игры в группах продленного дня: -ФМ во время выполнения домашнего задания, прогулки и экскурсии; -физкультурные упражнения и игры в часы отдыха, занятия в спортивных секциях и кружках.     воспитатель ГПД   физорг     ежедневно   2-3 раза в неделю
  Организация спортивной работы: -назначить физоргов в классах для подготовки команд; -составить расписание занятий секций и кружков; -подготовка команд по видам спорта, включенным в городскую спартакиаду; -осуществлять связь с тренерами спортивного комплекса «Локомотив», ПК «Робинзон», ДЮСШ и т.д.   кл. руководители учителя физкультуры педагогиДО учителя физ-ры   инструктор по ЛФК       сентябрь     в течение года     постоянно

 

 

Продолжение таблицы 3

       
  Агитация и пропаганда: -оформить уголок физической культуры, стенд нормативных показателей, расписание работы спортивных секций, график занятости спортивных залов; -выпуск информационных листов о проведении спортивных мероприятий.   учитель физкультуры     спортивная комиссия     сентябрь   в течение года  
  Подготовка физкультурно-спортивного актива: -проведение заседание судей накануне соревнований   инструктор по ЛФК     в течение года  
  Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом: -лекции для родителей на темы: «Распорядок дня и двигательный режим школьника», «Личная гигиена школьника», «Воспитание правильной осанки у детей»; -консультация для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье; закаливания и укрепления их здоровья; -участие родителей в спортивных праздниках, Днях здоровья; -консультации для классных руководителей по планированию спортивно-оздоровительной деятельностью в классе   Администрация кл. руководители фельдшер   фельдшер учитель физкультуры     кл. руководители учитель физкультуры       в течение года     сентябрь-ноябрь
  Внеурочная работа в школе: См. план спортивно-массовых мероприятий учитель физкультуры инструктор по ЛФК кл. руководители в течение года  
  Организационные и лечебно-профилактические работы: -проверка санитарного состояния школы перед началом учебного года; -подготовка медицинского кабинета, выписка аптеки; -получение медицинской карты (ф.26) для учащихся 1 классов и вновь поступивших; -проведение витаминизации учащихся и педагогов; - организация и проведение медицинских осмотров;     администрация фельдшер - " -   фельдшер   столовая     фельдшер       август   ноябрь-октябрь   сентябрь   2 раза в год в течение 2х мес. ежедневно

 

Продолжение таблицы 3

       
  -анализ результатов медосмотров и доведение полученных данных до сведения родителей и учителей; -регулярное проведение профилактики детского травматизма. фельдшер   администрация инженер по ТБ и ОТ инструктор по БДД кл. руководители   октябрь ноябрь   в течение года
9.   Организация и проведение профилактического лечения в школе: - детей с заболеванием носоглотки; -детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта; -детей с нарушением функции зрения: 1) согласно рекомендации врача рассадить детей в классах; 2) соблюдение светового режима 3) контроль за ношением очков; - регулярное проведение амбулаторного приема: 1) беседа с родителями; 2) осмотр ребенка, назначение дополнительных методов обследования; 3) назначение лечения, дача рекомендаций; - контроль за уроками физкультуры: а) проверка санитарного состояния спортзала; б) соблюдение температурного режима, освещение, проветривание; в) наличие спортивной одежды у детей на уроках физкультуры; г) контроль за правильной осанкой, пульсом, дыханием учащихся; д) тренировка нервно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной системы; е) развитие физических качеств, поднятие эмоционального тонуса.     фельдшер     кл. руководитель фельдшер - " - учитель физкультуры       течение года   1 раз в четверть, в течение года 2 раза в неделю
  Санитарно-эпидемические работы: - составление плана прививок; -обследование детей на гельминты и дегельминтизация нуждающихся; - проведение осмотра на педикулез; -контроль за санитарно - гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся, соблюдение режима в 1-х классах, ГПД;   фельдшер       1 раз в год   4 раза в год   ежедневно

 

Окончание таблицы 3

       
  -контроль за технологией приготовления пищи, мытьем посуды, сроками реализации скоропортящихся продуктов; бракераж готовой продукции; -осмотр сотрудников пищеблока на гнойничковые заболевания; регистрация осмотра в журнале; -регистрация инфекционных заболеваний в школе; осмотр детей, нуждающихся в контакте с инфекционными больными.     ежедневно     в течение года
  Санитарно-просветительная работа: а) беседы, лекции для учащихся на тему: «Профилактика заболеваний», «Профилактика травматизма» и т.д.; б) выступление на педсоветах по вопросам: «Охрана здоровья», «Питание учащихся», «Профилактика травматизма в школе»; в) оформление уголка здоровья, выпуск санитарных бюллетений; б) ознакомление с актами проверок СЭС; проведение бесед с техническим персоналом.   фельдшер

 

При планировании системного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса указывается, на основании какого комплекта учебников данное направление реализуется.

Например, в программе коррекционной работы МАОУ «СОШ №1» г. Перми, разработанной на основании Концепции УМК «Школа России» может быть предложено следующее содержание работы по преодолению затруднений учащихся в учебной деятельности:

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический аппарат системы учебников «Школа России» представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.

В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.

Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное. Или, решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т.п.

Аналогичным образом может быть проведена разработка содержания работы по овладению навыками адаптации учащихся к социуму

На уроках с использованием УМК «Школа России» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.

Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.

Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

Задачи и содержание работы по коррекции и развитие высших психических функций, по развитию эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекции его поведения можно представить в целом с дальнейшей конкретизацией в рабочих программах. Например:

Программа коррекционной работы для 1 – 2 классов состоит из 7 разделов:

· Зрительное восприятие цвета.

· Зрительное восприятие формы.

· Развитие пространственных представлений и ориентировки.

· Развитие временных представлений.

· Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления.

· Развитие устной речи.

· Развитие фонематического слуха и анализа

Программа для учащихся 3 – 4 классов включает 5 разделов:

· Зрительное восприятие формы.

· Развитие пространственных представлений и ориентировки.

· Развитие временных представлений.

· Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления.

· Развитие устной речи.

I.Зрительное восприятие цвета

Учащиеся должны уметь подбирать цветные полоски по заданию; дифференцировать основные цвета спектра, знать названия основных цветов спектра; уметь видеть и называть цвета и краски в природе; получать тона основных цветов спектра.

II. Развитие фонематического слуха и звукового анализа

Учащиеся должны уметь различать на слух фонемы; различать гласные и согласные звуки по способу звукообразования и звукопроизношения; составлять слова с заданным звуком из разрезной азбуки; Учащиеся должны уметь записывать предложения схематически; записывать слова схемой.

III. Зрительное восприятие формы

У учащихся формируются представления о геометрических фигурах и их применении в различных сферах деятельности, а так же их построении.







Date: 2015-07-25; view: 789; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию