Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационно-просветительской и работы





 

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа предполагает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы, единых для всех участников образовательного процесса, а также по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В основе данного направления лежит деятельность психолого-медико-педагогического консилиума школы. На основании первичной диагностики и последующего мониторинга развития ребенка педагого-психолого, учитель-дефектолог и учитель-логопед разрабатывает рекомендации для учителей, работающих с ребенком с ОВЗ в инклюзивных условиях. Данные консультации могут быть индивидуальными или групповыми. Общие вопросы могут быть вынесены на заседание педагогического совета или производственное совещание. Содержание консультаций может быть разработано на основании материалов, помещенных в первую главу данного пособия.

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья проводится с целью изучения особенностей семейного воспитания для последующего учёта при планировании и проведении психолого-педагогической работы с детьми и создания у родителей активной установки на психокоррекционную работу. В некоторых случаях возникает необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, психологической помощи. Не менее важной является и социальная помощь таким семьям. В этом случае взаимодействие с социальными службами проводит социальный педагог.

Содержание консультативной и информационно-просветительской работы педагога-психолога может быть представлено следующим образом:


Таблица 4

Фрагмент плана ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Консультативное направление
           
1. Психологическое консультирование педагогов, учащихся и их родителей. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Рекомендации по преодолению выявленных нарушений.
2. Консультации педагогов, учащихся и их родителей по итогу адаптационного периода 1, 5 классов. кабинет психолога педагог-психолог октябрь - ноябрь Преодоление школьной дезадаптации.
3. Психологическая поддержка педагогов в процессе аттестации. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Рабочие материалы
4. Психологическое консультирование родителей детей «групп риска» и опекаемых детей. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Рекомендации по преодолению выявленных нарушений в психическом и личностном развитии детей.
5. Консультации педагогов, учащихся и их родителей по вопросам профессионального самоопределения. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Профориентационная помощь.
6. Психологическая поддержка одаренных учащихся и детей с ограниченными возможностями. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Психолого – педагогическая помощь.
Информационно- методическое направление.
1. Работа по созданию библиотеки психологической службы: - составление списков рекомендуемой литературы; - методические кабинет психолога педагог-психолог в течение года Прайс-листы, папки-реестры, дайджесты.
                   

 

Продолжение таблицы 4

           
  разработки родительских собраний и классных часов; - составление тематических информационных дайджестов.        
2. Оформление информационных стендов. кабинет психолога, стенды педагог-психолог в течение года Информационные листы
3. Выпуск памяток для учащихся, родителей и педагогов. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Памятки
4. Создание единого банка данных об учащихся и их семьях, в том числе: *о детях лишенных попечения родителей; *о детях оказавшихся в сложной жизненной ситуации; *о семьях группы риска. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Папки-реестры
5. Участие в работе городского методического объединения психологов. ЦДТ педагог-психолог четвертая среда месяца Повышение профессионального уровня. Обмен опытом работы.
6. Работа творческой группы психологов начального звена. ОУ педагог-психолог вторая, третья среда месяца Повышение профессионального уровня. Обмен опытом работы.
7. Работа с документацией. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Рабочие материалы, планы и отчеты
8. Профессионально – аналитическая деятельность. Кабинет психолога педагог-психолог в течение года  
9. Плановые совещания с администрацией школы. ОУ педагог-психолог в течение года Рабочие материалы
                   

 

Учитель-логопед, как организатор коррекционной работы, также планирует работу с педагогами общего образования. Целью его информационно-просветительской деятельности и методической работы является повышение компетентности учителей в вопросах профилактики и коррекции нарушений речи. Особое значение имеет его деятельность, направленная на обучение педагогов приемам профилактики нарушений чтения и письма. Не меньшую значимость имеет и работа с родителями детей, испытывающих трудности в обучении чтению и письму. В качестве примера приводим фрагмент плана работы учителя-логопеда в этом направлении.

Таблица 5

Фрагмент плана учителя-логопеда

Методическая работа и работа с педагогами
         
1. Посещение МО учителей-логопедов. Выступления, наблюдения, анализ. В течение года Обмен опытом, обсуждение проблем.
2. Работа в ПМПК. Диагностика, написание характеристик. В течение года Определение вида и степени выраженности речевых нарушений.
3. Работа с документацией. Ведение документации. В течение года Фиксирование коррекционного процесса.
4. Работа над темой по самообразованию. Накопление теоретического и практического материала по теме. В течение года Пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями.
5. Подготовка таблиц-памяток, индивидуальных карточек. Раздаточный материал. В течение года Использование этого материала на занятиях.
6. Работа с учителями начальных классов. Консультативная работа. В течение года - Профилактика речевых нарушений; - ознакомление педагогов с особенностями усвоения программного материала детьми с
        речевыми нарушениями. - ознакомление с перечнем дисграфических ошибок с указаниями к какому виду речевого нарушения они относятся.

 

Окончание таблицы 5

Работа с родителями
         
  Родительские собрания. Выступление по актуальным темам: 1. Цели и задачи логопедической работы. Влияние нарушения речи на успешное обучение в школе. 2. Особенности семейного воспитания детей с речевыми нарушениями. Начало, конец учебного года Ознакомление с результатами обследования и с итогами коррекционной работы.
2. Проведение консультаций и индивидуальных бесед с родителями. Консультативная, просветительская работа. В течение года - Выявление причин нарушения речи; - приобщение родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи.

 

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

· различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

· проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

В программе могут быть запланированы мероприятия общего характера, которые должны проводиться ежегодно. Вместе с тем должно быть предусмотрено и решение проблем, возникающих в течение учебного года. Например:

Родительские собрания: «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»;«Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»;«Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;

Встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем ГПД, социальным педагогом, школьным психологом, представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития.

Тематическая круглогодичная выставка детских работ (Темы: «Я - ученик», «Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа», «Люблю я отдыхать в(с)…» и пр.)

Классный родительский уголок (Рубрики «Чему мы учимся (научились)», «Не боюсь я ошибок таких:…», «Мы готовимся к празднику…», «Как научить ребенка быть внимательным (усидчивым, вежливым) …» и пр.)

Темы педагогических советов:

1) Диагностика (медицинская, психологическая, педагогическая) готовности к обучению, успешности обучения младших школьников;

2) Психологические особенности обучения и воспитания детей с особыми возможностями обучения и развития;

3) Анализ урока в классе, в котором обучаются дети с особыми образовательными возможностями;

Организация текущего и итогового контроля при обучении детей с разным уровнем успеваемости.

Участие в курсовой подготовке и переподготовке по проблемам обучения детей с особыми образовательными возможностями (в учреждениях послевузовской подготовки)

Обмен опытом с другими общеобразовательными учреждениями.

 

В программе должно найти свое отражение и такое направление работы как подготовка нормативно развивающихся детей к совместному обучению с детьми с ОВЗ. Следует предусмотреть мероприятия, направленные на обучение детей приемам взаимодействия с детьми с ОВЗ, воспитание у обучающихся толерантного отношения к сверстникам с ограничениями в здоровье.

Таким образом, в Программе коррекционной работы образовательного учреждения представлен спектр направлений, охватывающих все стороны образовательного процесса и школьной жизни в целом. Именно системный подход позволит успешно осуществить включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.

Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится по итогам учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает:

· отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

· перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

В заключительной части программы необходимо описать общие планируемые результаты, представить систему мониторинга за реализацией программы.

Результаты реализации программы в целом могут быть представлены следующим образом:

– система взаимодействия школы с учреждениями здравоохранения, дошкольного образования детей, родителями (законными представителями) по выявлению детей с трудностями в адаптации;

– информационный банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья;

– пакет рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также программ внеурочной деятельности, используемых в специальных (коррекционных) классах;

– информационно-методический банк образовательных технологии, методик, методов и приемов обучения, рекомендуемых к использованию в специальных (коррекционных) классах;

– индивидуальные учебные планы и индивидуальные карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;

– модель "Школа полного дня" для детей с ограниченными возможностями здоровья;

– система мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования;

– модель взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, по сохранению физического и психического здоровья;

– оформление документации на каждого обучающегося специальных (коррекционных) классов VII вида;

– Интернет-сайт (страница на школьном Итернет-сайте) для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

– диверсификация форм взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья;

– расширение участия детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях и т.д.;

– коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (стабилизация и выравнивание параметров, характеризующих нарушения в развитии);

– создание условий для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

При составлении программы необходимо также раскрыть требования к реализации программы. Также следует представить программно-методическое обеспечение коррекционной работы: привести перечень программ специалистов, по которым коррекционная работа будет непосредственно проводиться. В программе раскрывается и материально-техническое обеспечение коррекционной работы или планы по развитию материально-технической базы.

Желательно, чтобы были просчитаны риски реализации программы, которые могут быть обусловлены разными причинами: недостаточным уровнем знаний педагогов по вопросам организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ, нехваткой специалистов, недостаточностью методического и материально-технического обеспечения.

В приложении 3 представлена программа, разработанная МОУ СОШ №11 г. Томска, которая, на наш взгляд, наиболее полно отвечает требованиям ФГОС по разработке программы коррекционной работы.


Заключение

 

Анализ литературных источников и методических рекомендаций показал, что далеко не все вопросы организации и содержания, материально-технического и кадрового обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны в должной мере. Но процесс включения детей данной категории в образовательный процесс совместно со здоровыми детьми уже активно разворачивается. Это требование времени.

Сама разработка программы коррекционной работы образовательного учреждения даст возможность педагогам общеобразовательных школ системно увидеть и оценить возможности их образовательного учреждения, наметить пути решения нерешенных вопросов, нацелит их на изучение психолого-педагогической литературы, посвященной специальному образованию.

Данное пособие разработано на основе изучения теоретических и методических разработок в области инклюзивного образования детей с ОВЗ, на основе обобщения тех крупиц опыта учреждений в разработке программ коррекционной работы, которые уже появились в образовательном пространстве страны.

Мы старались рационально представить имеющиеся разработки, включить свое видение подходов к построению программы коррекционной работы. Надеемся, что материал, представленный в первой части пособия позволит педагогам уточнить и систематизировать имеющиеся у них представления об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, о специфике работы с гиперактивными детьми. В этом случае совместная работа со специалистами в области коррекционной педагогики, педагогами-психологами, социальными педагогами позволит им подняться на еще более высокий уровень их профессионального мастерства.

Желаем успехов!


Список литературы

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Вартапетова Г.М., Петрова Е.Э. Готов ли ребенок к школе? - М.: Из-во Энас.- 2006.- 208с.

2. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.: Ось-89, 2001. – 272

4. Бессонова Т.П.Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения. Методические рекомендации.- М.: АПК и НПРО, 2010. - 56

5. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.--мед.-пед. комис. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с.

6. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.

7. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. – Минск: НИО, 2003. – 232с.

8. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.

9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.

10. Лукьянова М. И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.

11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.

12. Программа коррекционной работы http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=25652

13. Программа коррекционной работы Каргопольской НОШ №3 http://www.mouknosch3.narod.ru/FGOS/OOP_NOO/Korrek_rabota.htm

14. Программа коррекционной работы МОУ «СОШ №3» города Сокола Вологодской области http://www.s19003.edu35.ru/index.php/2011-01-26-16-30-28/204-2011-06-17-11-01-59.html

15. Программа коррекционной работы МОУ СОШ 43 Копейского городского округа http://74213s43.edusite.ru/p52aa1.html

16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

17. Сидорова А.В. Программа "Организация коррекционной работы" http://festival.1september.ru/articles/509296/

18. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256с. – (Библиотека психолога образования).

19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.


Приложение 1

Date: 2015-07-25; view: 7996; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию