Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработка диагностического блока Программы
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Целью диагностической работы является выявление проблем и трудностей, причин отклонений в развитии детей, определение компенсаторных возможностей. Диагностика уровня актуального развития ребенка проводится специалистами: педагогом психологом, учителем-логопедом, педагогами-дефектологами, социальным педагогом. Диагностическая работа включает: - своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; - раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. С этой целью уже с дошкольниками перед поступлением в школу проводится индивидуальная диагностика по выявлению уровня психофизического развития. С целью выработки рекомендаций по предупреждению дезадаптации и трудностей в обучении; - комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; - изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; - анализ успешности коррекционно-развивающей работы. В программе указываются основные методики, с применением которых проводится обследование детей. Выбор самих методик зависит от особенностей психофизиологического состояния детей с ограниченными возможностями здоровья или детей с парциальными и сложными нарушениями. В приложении необходимо разместить образцы протоколов, карт развития. Результаты обследования обобщаются в заключении психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) школы. При этом целесообразно использовать те формы регистрации результатов обследования, которые предложены в Письме Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (приложение 1). При обследовании детей, поступающих в школу, целесообразно использовать методики, представленные в методическом пособии Айзмана Р.И., Жаровой Г.Н., Вартапетовой Г.М., Петровой Е.Э. «Готов ли ребенок к школе?». Обследование ребенка с ЗПР может быть проведено по следующей схеме: Паспортные данные ребёнка: возраст, фамилия, имя, отчество. Медицинский анамнез: состояние здоровья, слух, зрение, данные психоневролога, сведения о раннем развитии, перенесённые заболевания. Социальные условия развития детей: материально-бытовые условия, профессиональная принадлежность родителей, условия воспитания и обучения. Изучение уровня познавательной деятельности детей: внимание (устойчивость, произвольность, объём), восприятие (целостное, дифференцированное), память (запоминание, воспроизведение), мышление (наглядные и логические формы), воображение (произвольность, продуктивность). Изучение уровня речевой деятельности детей: звуковая сторона речевой деятельности (звукопроизношение, фонематический слух и восприятие), смысловая сторона речевой деятельности (словарь, лексика и грамматика). Изучение уровня эмоционально-волевой сферы: эмоциональная устойчивость, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, эмоциональная регуляция, активность (моторная, интеллектуальная, коммуникативная, творческая). Изучение личностных характеристик: адекватность самооценки, критичность мышления, планирование и самоконтроль, произвольность. Изучение уровня коммуникативного развития детей: контактность, особенности общения и межличностных взаимодействий, статусная позиция в группе. Для обследования состояния психических функций у детей с умственной отсталостью в практике психологов и дефектологов широко используется пособие С.Д. Забрамной. В настоящее время нейропсихологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в процессе обучения получает все большее распространение. Если педагог-психолог или учитель-логопед владеет методиками нейропсихологического обследования детей, то проведение такой диагностики позволит выявить уровень развития отдельных нейропсихологических факторов и на этой основе выстроить систему психолого-педагогического сопровождения детей. Методики нейропсихологической коррекции позволяют системно и комплексно подойти к коррекции нарушений и дают стойкие результаты в развитии моторных и психических функций. Обследование состояния речи у детей может быть проведено с применением методов, представленных в пособии Г.В. Чиркиной «Методы обследования речи детей», в котором обобщены приемы диагностики нарушений речи, сложившиеся в практике логопедов на протяжении многих лет. При обследовании речи детей в возрасте старше 6,5 лет целесообразно применять Тестовую методику обследования речи детей младшего школьного возраста Т.А. Фотековой. Данная методика модифицирована нами и апробирована в работе учителя-логопеда при обследовании речи во многих образовательных учреждениях города Новосибирска. Методика достаточно проста в применении, позволяет провести не только качественную, но количественную оценку уровня развития речевых навыков у ребенка. В ходе обследования заполняется протокол, на основании которого составляется речевая карта ребенка (приложение 2). Творческий потенциал специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии, позволяет им подобрать методики диагностической работы таким образом, чтобы провести всестороннее изучение особенностей психофизического развития детей данной категории.
Date: 2015-07-25; view: 904; Нарушение авторских прав |