Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Составление пояснительной записки к Программе
Разработка программы коррекционной работы проходит несколько этапов. Прежде всего, необходимо провести анализ состава обучающихся и выявить детей, для которых проведение коррекционной работы становится необходимым условием освоения основной образовательной программы. Проводя эту работу нужно выделить детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых необходимо проводить по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений (программы должны быть внесены в лицензию ОУ). Далее следует провести анализ кадрового состава образовательного учреждения, выяснить, имеются ли в школе специалисты соответствующего профиля. Также необходимо отметить, кто из педагогов школы прошел курсовую подготовку по инклюзивному образованию детей с ОВЗ или изучал специфику инклюзивного образования в порядке самообразования. Проведите изучение методической работы в образовательном учреждении: какие мероприятия для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования были реализованы в школе. Следует также провести анализ того, каким образом решаются вопросы коррекции нарушений и развития детей с ОВЗ в ходе образовательного процесса и во внеурочной деятельности. Какие формы коррекционной работы уже реализуются в учреждении, в каких мероприятиях принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья. Работа с родителями детей с ОВЗ является неотъемлемой частью коррекционной работы, поэтому надо провести анализ того, в каких формах она проводится, какое содержание при этом реализуется. Следует отметить, имеется ли в содержании работы просветительская составляющая, мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Вместе с тем, также необходимо выявить, какие мероприятия, способствующие формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, проводятся с родителями здоровых детей. Не следует забывать, что к инклюзии должны быть подготовлены не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и их здоровые сверстники. Выясните, что для этого делается в образовательном учреждении. Необходимо также проанализировать состояние материально-технической базы ОУ, программно-методического обеспечения, учебников, так как обучение определенных категорий детей с ОВЗ требует создания специальных условий. Состав детей с парциальными отклонениями в развитии также должен быть изучен. В ходе этой работы определяются их специфические образовательные потребности, условия и формы обучения. Эту работу проводит Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) школы, который обязательно должен быть создан в ОУ. В структуру пояснительной записки, таким образом, входят: · актуальность программы, основанная на результатах аналитического этапа, где указывается, на какую категорию детей рассчитана программа коррекционной работы, · цель программы, вытекающая из особенностей контингента детей с ОВЗ или особенностей детей, испытывающих трудности в обучении (если контингент детей неоднороден, то цель носит достаточно общий характер, Она может конкретизироваться в рабочей программе), · задачи программы, решение которых позволит достичь поставленную цель, · принципы определения содержания программы, · в программе указываются те нормативно-правовые и методические основания, на которых строится программа, · четко определяется программно-методическое обеспечение, · указываются формы обучения по основной образовательной программе и формы работы по программе коррекционной работы, · приводится краткая характеристика отдельных разделов программы с указанием, какие специалисты будет принимать участие в реализации программы; · обозначаются общие ожидаемые результаты реализации программы. В качестве примера приводим пояснительную записку, составленную к программе коррекционной работы одного из учреждений. На наш взгляд, данный вариант наиболее полно отвечает требованиям, сформулированным выше.
Программа коррекционной работы Пояснительная записка В муниципальном общеобразовательном учреждении _________________ на первой ступени обучается ____ детей, которые распределены по __ классам-комплектам, из них __ класса – специальные (коррекционные) классы __ вида, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Ученики этих классов принимают активное участие в жизни образовательного учреждения, своего микрорайона, муниципалитета в целом. Это создает условия для того, чтобы они стали полноправными членами школьного сообщества, субъектами межличностных отношений в окружающем их пространстве, определились в дальнейшем с перспективами своей жизненной траектории. Действительно, сегодня важно, чтобы ученики усвоили не только и не столько предметные знания, умения, навыки, сколько систему ценностей, норм, социальных ролей, которые помогли бы ему успешно реализовать себя в современном мире. Именно школа выступает для ребенка одной из первых и основных моделей социального мира, способной помочь в дальнейшем интегрироваться в общество, что особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все это послужило обоснованием для выбора цели программы коррекционной работы: создание системы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования на основе социального партнерства. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Задачи программы – своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья, в том числе, через взаимодействие с муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией и учреждениями здравоохранения; – определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; – определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; – осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей; – разработка и реализация индивидуальных учебных планов, планов внеурочной деятельности, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей ограниченными возможностями здоровья, в том числе, на основе внутриведомственного взаимодействия; – реализация на основе социального партнерства с субъектами образовательной политики системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, по сохранению физического и психического здоровья; – обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг на основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта; – оказание в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам; – осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования. Нормативно-правовые и методические основания программы 1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции). 2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196). 3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, от 23 декабря 2002 г. № 919, от 1 февраля 2005 г. № 49, от 18 августа 2008 г. № 617, от 10 марта 2009 г. № 216). 4. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов (инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. № 48), с дополнением (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 3). 5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 2). 6. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6). 7. О психолого-медико-педагогической комиссии (письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 27/2967-6). 8. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95). 9. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636). 10. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16).
Принципы проектирования и реализации программы Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы); Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную учебную и воспитательную деятельность классной параллели, образовательного учреждения, окружающего социума. Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья. Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности. Направления коррекционной работы Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: – диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; – коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); – консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; – информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность и информирование по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками; – экспертная работа включает в себя анализ рабочих программ учебных предметов, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений в аспекте учета особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; – профилактическая работа содействует полноценному психическому и физическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Краткая характеристика программы может быть представлена следующим образом:
Программа коррекционной работы содержит следующие разделы: 1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями. 2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса. 3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования. 4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий. 5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. 6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
Разумеется, при разработке Программы коррекционной работы каждое учреждение конкретизирует основные положения программы, основываясь на результатах аналитического этапа и рекомендаций ФГОС.
Date: 2015-07-25; view: 1115; Нарушение авторских прав |