Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение удельных княжеств. Вспомните:что такое феодализм?
Вспомните: что такое феодализм? Что вы знаете о феодальной раздробленности и войнах между феодалами в Европе и России? Разложение социально-экономической основы единого государства. Киевский период русской истории (IX—XI вв.) был ознаменован значительным развитием хозяйства. На старопахотных землях вместо подсечно-огневой системы земледелия стало вводиться трехполье, регулярная система землепользования. Землю стали обрабатывать не «суковаткой» — древесным стволом с обрубками ветвей, а сохой с железным сошником и плугом. Появились новые полевые, огородные и садовые культуры. Возрастало поголовье скота. Для размола зерна стали устраивать водяные мельницы. Значительно выросли города, развилось ремесло. К XII в. в стране было уже около 300 городов. Происходила специализация производства и разделение труда. Определенную роль играло деревенское ремесло. Но все больше ремесленников сосредоточивалось в городах. Число ремесленных специальностей здесь достигло шестидесяти. Все большую роль в торговле играли городские рынки, на которые приходили за товарами крестьяне. В крупных городах, таких, как Киев, Новгород, Смоленск, на рынок работало много ремесленников. Часть их изделий находила сбыт у местной знати и даже вывозилась за границу. Все большую роль в жизни общества играли деньги. Развивалась внутренняя торговля. Новгород, например, кормился хлебом, доставлявшимся из ростово-суздальской земли. Рост богатств заставлял стремиться не просто сохранить их в своем роде, а передать родному сыну. Складывалось очень важное для русской истории представление об «отчине» как наследии отца, означавшее замену родоплеменных ценностей семейными. Любечский съезд 1097 г., закрепивший право каждого из князей на его «отчину» — княжество, где княжил его отец,— еще не означал распада централизованного госу- дарства. В 1113—1125 гг. великому князю киевскому Владимиру Мономаху еще раз удалось военной силой собрать воедино все княжества, прекратить усобицы князей. Это было время расцвета древнерусского государства, когда процветали хозяйство и торговля. Русь могла отдохнуть от нападений кочевников. Но этот период был кратковременным. С середины XII в. начинается упадок Киевского княжества. Он был связан с целым рядом причин. Постепенно терял свое значение торговый путь «из варяг в греки». В Византии, так же как и на Руси, происходил процесс усиления местных центров власти за счет Константинополя — традиционного потребителя русского экспорта — мехов, меда, рабов. В XIII в. этот путь окончательно уступил свою роль главного связующего звена между севером и югом Европы «янтарному пути» из Поморья в Венецию. В результате защита этого пути, являвшаяся одной из главных причин образования единого древнерусского государства, теряла смысл. Местные князья уже не были в такой мере заинтересованы в поддержке киевского князя, который контролировал путь «из варяг в греки». Они уже не с той охотой давали ему людей для войска, говоря, что это помешает крестьянам в их работах (как это было на съезде в 1103 г.). С другой стороны, князья стали достаточно сильны, чтобы самим защищать свои земли. Главным источником богатств местных князей становились уже не дары леса, собранные во время полюдья, а деньги, продукты ремесла, хлеб, которые они получали со своих имений, а также в виде налогов с крестьян и городов. Бояр к князьям теперь привязывала не только возможность обогатиться во время «полюдья», но и право получить за службу земли для ведения хозяйства, на которые можно было посадить холопов и закупов — крестьян, попавших в долговую зависимость. Ослабление Киева и возникновение новых центров власти. Киевское княжество становилось все более опасным местом для жизни. Его постоянно атаковали князья, желавшие добиться великого княжения. Его тревожили половцы, не осмеливавшиеся нападать на города, но постоянно грабившие села. Поэтому население стало уходить оттуда, двигаться на северо-восток, к малонаселенным землям по Оке и Верхней Волге, не так давно присоединенным к древнерусскому государству. Пустели и города Приднепровья, жившие торговлей с крестьянами, а также работой на бояр богатых киевских князей. В середине XII в. князь Святослав Ольгович жаловался, что он «взял город Чернигов с семью другими городами, да и то пустыми: живут в них псари да половцы». По традиции Киев еще был целью устремлений князей. Сын Владимира Мономаха Мстислав предпринимал попытки восстановить единство Киевской Руси. Но при князьях Юрии J
Долгоруком (1125—1157) и его сыне Андрее Боголюбском (1157—1174) в середине XII в. центр страны все более ощутимо перемещается вслед за ее жителями, на северо-восток, во Владимиро-Суздальское княжество. Если Юрий Долгорукий еще счел необходимым стать в конце жизни киевским князем, то его сын захватил и разграбил город, вернувшись после этого во Владимир. До середины XII в. за Киев боролись влади-миро-суздальские, галицко-волынские, черниговские и смоленские князья. Однако основная политическая и хозяйственная жизнь шла теперь в отдельных княжествах. К концу XII в. их насчитывалось уже несколько десятков. Княжество рассматривалось как «отчина», собственность князя, поэтому в своем завещании он раздавал его по частям своим сыновьям, которых обычно было несколько. Так уже через 2—3 поколения из одного княжества образовывалось 10, а то и 20. Этот процесс тормозили централизаторские тенденции отдельных князей, подчинявших своих соседей и восстанавливавших былую целостность государства. В результате в отдельных княжествах стали образовываться свои доминирующие центры власти, свои великие княжения. Наиболее сильными были великие князья владимиро-суздальской земли на северо-западе и га-лицко-волынской земли на юго-западе Руси. Для дальнейшей истории России особый интерес представляет история владимиро-суздальской земли, граничившей на юге с Рязанским и Черниговским княжествами (к северу от Оки), на западе — со Смоленским княжеством, на севере — с новгородской землей. Еще в IX—X вв. на этой территории наряду с племенами вятичей и кривичей жили финно-угорские племена, такие, как меря и мурома. В XI—XII вв. они были частично оттеснены в другие места, частично ассимилированы славянами. Наибольшую ценность владимирской земли представляли собой ополья — окруженные лесом зоны старопахотной земли, хорошо защищенные от внешних вторжений. Города Владимиро-Суздальского княжества возникли гораздо позднее городов юга. Так, Владимир был основан лишь при Владимире Мономахе, в 1108 г., Москва — в 1147 г. На месте Москвы до этого существовало лишь село, принадлежавшее боярину Кучке. В 1221 г. после удачного похода на камских булгар был основан Нижний Новгород — пограничная крепость на Волге. Новые тенденции в жизни Древней Руси лучше всего видны на примере княжения Андрея Боголюбского. Ему был не по душе семейный принцип деления власти. Став князем в Ростове, он выгнал с княжений своих младших братьев и племянников. Вся власть в княжестве была сосредоточена в его руках и осуществлялась его людьми. Кроме этого, он покинул Ростов, известный своими вечевыми традициями, и перевел свой двор в новый город, Владимир, где веча не существовало. Он построил там Успенский собор, населил город купцами и ремесленниками, и тот превзошел старые города — Ростов и Суздаль. Кроме того, он не полагался, как другие князья, на старших бояр, наиболее богатых и знатных, но одновременно и наиболее независимых. Напротив, Андрей опирался на «младшую дружину», «отроков»—преданных лично ему молодых воинов. Он даже выслал старших бояр, служивших еще его отцу, за пределы княжества. Так Андрей Боголюб-ский противопоставил семейному идеалу власти идеал единоличной власти. Он, как писал летописец, желал быть «само-властцем» суздальской земли. Однако этим планам не суждено было осуществиться. Андрей Боголюбский пал жертвой собственных бояр, которые впервые показали себя как политическая сила. Это произошло потому, что князь Андрей предпочитал младшую дружину, преданную ему лично, старшей дружине. Бояре, входившие в последнюю, были недовольны передачей младшим дружинникам пожалований, полученных их предками от князей, которые они уже рассматривали как свои вотчины. Тем самым перераспределялись судебно-административная власть и доходы от сбора налогов с населения. Особенности русского феодализма. С течением времени поземельные интересы играли все большую роль в жизни русского общества. В XII—XV вв. формируется система частного, боярского и монастырского землевладения сначала на основе передачи князем боярам и монастырям части своих административных и судебных прав, например сбор дани, а затем и за счет расширения их собственных хозяйств, в которых работали зависимые крестьяне, должники бояр и монастырей, или искавшие у них защиты (закладни, серебренники, половники и т. п.). Такая передача князем части своих прав боярам и монастырям создавала между ними новые, феодальные отношения. Феодальной была и форма зависимости крестьян от землевладельцев. Вотчины бояр и монастырей в результате образовывали как бы «государство в государстве». Это состояние называлось феодальным иммунитетом. Особенно сильно эти отношения развились в конце раздробленности, в XIV— XV вв. Однако в русском феодализме, в отличие от стран классического западноевропейского феодализма, где права и обязанности сеньора и вассала были наследственными и четко регламентировались, правовой характер этих отношений был слабо выражен. Единственным реальным источником власти была военная сила, и те, кто ее не имел, фактически не могли претендовать на защиту своих прав. Бояре, хотя и являлись на военную службу к князю вместе со своими вооруженными слугами, все же не всегда имели до- статочно сил, чтобы настоять на этих правах. Церковь, в отличие от Западной Европы, не была реальной политической силой, способной составить конкуренцию княжеской власти или выступить третейским судьей. Не обладали достаточной военной и политической силой города. В Западной Европе в XI—XIII вв. городские общины, состоявшие из корпораций купцов и ремесленных цехов, в результате «коммунальных революций» освободились из-под власти светских и духовных феодалов, устанавливали в городах самоуправление, не допускали феодальных отношений внутри городских стен (по принципу: «городской воздух делает свободным»). Это становилось возможным в результате развития торговли и ремесла, финансовой зависимости феодалов от городов. На северо-востоке Руси города были прежде всего крепостями, административными и богослужебными центрами. В них находилось княжеское войско и дворы бояр. Хотя ремесло было довольно высоко развито, ремесленники не имели цеховой организации. Основные финансовые средства из-за недостаточного развития торговли были сосредоточены не у купцов и менял, а у князей и бояр. Это избавляло князей от необходимости заискивать перед городами. Чаще они, как Андрей Боголюбский, старались вообще не иметь дела с городским вечем. Исключением являлись лишь Новгород и Псков. В результате появление феодальных отношений на Руси не вело к диалогу центров власти: сеньоров, церкви и городов, как это было в Западной Европе, не создавало ситуации равновесия противостоящих общественных сил, требовавшей их компромисса, не было предпосылкой ограничения власти князей и формирования гражданского общества, в котором власть находится под общественным контролем. Характер связей князей и бояр, а также князей и церковных учреждений носил скорее личный характер. При этом права вассала не были ничем обеспечены. Это был существенный момент, определявший психологию русского боярства. Если сознание своих прав рождало в западноевропейской знати специфическую феодальную гордость, сознание своей избранности, выделяло ее из народных масс, даже противопоставляло им, то на Руси отсутствие гарантий прав боярства рождало у служилой знати такое же ощущение социальной неполноценности, которое было свойственно всем зависимым людям. Предметом гордости боярина было не его привилегированное положение, а его служба князю. Однако князь наряду с боярами брал на войну и своих холопов. В этих условиях единственной реальной политической силой в стране выступали князья. Именно они гордились своим происхождением и властью, возможностью карать и миловать. Именно среди них развивался индивидуализм, свойственный европейской культуре. Но в отсутствие противостоящих сил, уравновешивающих этот индивидуализм, он превращался в своеволие, свойственное скорее восточным деспотам. Приметы подобной психологии можно видеть уже у Андрея Бого-любского, который не считался с нуждами населения, в результате чего после его смерти «была брань лютая в ростовской и суздальской земле...». До этого на Руси смерть князя никогда не приводила к столь массовым народным выступлениям и вооруженным конфликтам. Конечно, нельзя сказать, что единовластие князей не встречало сопротивления бояр и народа. Особенно отличались в этом смысле города, где именно в XII — начале XIII в. активизировалось вече. Но в мировоззрении русского народа князья всегда оставались защитниками Русской земли, христианства от иноверцев. Это придавало их деятельности священный характер. В защиту князей выступала православная церковь, убеждая, что там, где закон, там и «обид», несправедливостей много. На князей церковь находила возможным действовать лишь убеждением. В результате отдельные выступления не могли переломить общей тенденции роста княжеского самовластья. При брате Андрея Боголюбского Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) Киевское княжество было подчинено Влади-миро-Суздальскому. Оно доставалось теперь одному из младших сыновей владимирского князя. Правда, Киев еще сохранял свое духовное, церковное значение как место пребывания митрополита. Наследование владимирского престола шло в роду Всеволода по линии старшинства, как это раньше было с киевским престолом. Так продолжалось до 1276 г., когда умер Ярослав, брат Александра Невского. Тем самым во Владимире как бы восстановился принцип родового владения государством, как это было до Любечского съезда. Однако на периферии княжества отдельные волости передавались внутри одной семьи, от отца к сыну. Их называли уделами, чтобы подчеркнуть обособленный характер владения, постоянного и наследственного. При удельном владении князь уже не переходил из города в город, как это было в Киевской Руси. Он рождался и умирал в своем княжестве, конечно, если его не убивали в бою. Во Владимиро-Суздальской Руси удельный принцип проявился наиболее отчетливо. В результате внутри великого княжества появились другие великие князья — тверской, нижегородский, ярославский. Территории этих княжеств считались личным и наследственным владением правивших в них князей. Они одновременно правили территориями своих княжеств как государи и владели ими как собственники, со всеми правами распоряжения, вытекающими из такой собственности. Синкретическая связь власти и собственности была вообще характерна для феодализма, в том числе западноевропейского. Но отсутствие пра-
вового обоснования собственности князя на землю, а значит, и отсутствие возможности на правовой основе подвергать сомнению это право скорее напоминало ситуацию в Азии, где власть-собственность верховных правителей была абсолютной и ничем не ограниченной. Это был абсолютный суверенитет (верховное право), прямо связанный с национальным суверенитетом (независимостью) страны. Реально власть-собственность князей сталкивалась с традиционными представлениями крестьян о принадлежности земли именно им. Но фактически как раз особенности правового сознания крестьянства поддерживали эту власть. Князь выступал для крестьян как преемник роли племенного вождя, выразитель общих интересов народа. Его власть над землей не мешала им продавать свои наделы, но позволяла правителю (или князю) отдавать крестьян вместе с землей под управление своего наместника, контролировать и отменять сделки, касавшиеся земельной собственности. В результате удельного принципа княжества быстро дробились. Уже в XIII в. Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на 12 частей. В XV в. на его территории находились десятки княжеств. Следствием этого было обеднение князей. Столицы некоторых княжеств представляли собой один княжеский двор, стоявший в лесу. Прекращение обсуждений прав родового наследования вызвало рост отчуждения среди князей. У них отсутствовали общие интересы, не существовали более и политические союзы. Княжеские съезды, частые в XII в., становятся все более редкими и к XIV в. прекращаются. Для удаленных от степи княжеств кочевники перестали быть реальной угрозой. Их приводили на Русь сами князья ради своих политических целей. Все это объясняет* почему князья, профессиональные защитники государства, оказались неспособными объединиться в XIII в. для отражения монголо-татарской агрессии. Повторим пройденное: 1. Какие великие княжества возникли на Руси в XII—XIII вв.? 2. Какие князья активнее других укрепляли свою власть и объединяли русские земли? 3. Каковы были права удельного князя? Подумайте и ответьте: 1. Чем отличается княжеское и боярское владение землями от современных форм собственности? 2. Мешало ли крестьянам княжеское право на землю распоряжаться своей землей? Почему? 3. Как были связаны в период раннего феодализма власть и собственность? 4. Как соотносится русский идеал власти с неразвитостью правового сознания и частной собственности? 5. Где в жизни Древней Руси вы видите зародыши правового сознания и частной собственности? Почему они не развились? 6. Что для вас представляет большую ценность — сила государства или свобода распоряжения своей собственностью? Словарь урока Феодальный иммунитет — частичная передача прав сбора налогов, суда и управления верховным властителем (сеньором) своему подданному (вассалу), обусловленная договором, закрепляющим определенные обязанности последнего. Власть-собственность — верховное право главы государства на недвижимую собственность его подданных, ограничивающее права последних по ее продаже, залогу, аренде и т. п. В древних архаических обществах власть-собственность нередко предполагала право властителя на передел земель между подданными, а в отдельных случаях позволяла ему распоряжаться подданными как рабами.
Date: 2015-07-23; view: 832; Нарушение авторских прав |