Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Усиление Московского княжества в XIV—XV вв
Вспомните: что такое национальное государство? С какими событиями был связан процесс создания централизованных государств в Европе и России? Идея единовластия и пути ее осуществления. В условиях монголо-татарского ига соперничество князей продолжалось. Наиболее сильными из княжеств на рубеже XIII—XIV вв. были Тверское и Рязанское. Самой богатой была новгородская земля, которая, отстаивая свою независимость, все же претендовала на решающую роль в общерусской политике. На протяжении XIV—XV вв. все более усиливается незначительное поначалу Московское княжество, начинающее «собирать» вокруг себя русские земли. К XIII в. идея централизованного государства была утрачена русскими князьями вместе с представлениями о принадлежности Русской земли княжескому роду в целом. Однако монголо-татары вновь принесли на Русь идею верховной власти. При этом власть хана, «вольного царя», в представлении русских не имела условного характера, не была ограничена вечем. Она носила по отношению к Руси абсолютный, деспотический характер. Не случайно, что монголо-татары уничтожили городские веча на всей завоеванной части Руси. Тем самым принцип единовластия, к которому исподволь стремились князья и который проявлялся уже в деятельности Андрея Боголюбского, стал вновь входить в политическую культуру русского народа. Политика монголо-татар была ориентирована на поддержание государственной раздробленности РуЪи. При этом возникала взаимная потребность друг в друге между русскими удельными князьями и ханами. Монголо-татары были нужны князьям, как раньше половцы, для борьбы со своими политическими соперниками. Золотоордынский хан использовал выдачу ярлыка на великое княжение для стравливания князей между собой, усиления мелких и ослабления крупных княжеств. Правда, иногда при особенно сильных между усобицах, которые сопровождались разорением и опустошением земель, хан употреблял свой авторитет для примирения князей. Единственной силой, сохранявшей культурную и национальную целостность Руси, была православная церковь. В 1299 г., после разграбления Киева половцами, митрополит Максим перенес свое местопребывание из Киева во Владимир, в котором церковь видела крупнейший центр русской культуры и старейшее из великих княжений. Это повысило роль Владимиро-Суздальскрго княжества в жизни Руси, выдвинуло его в ряд с более сильными Тверским и Рязанским княжествами, сделало его хранителем идеи единства Русской земли. В начале XIV в. Московское княжество было одним из самых незначительных на Руси. В него входили только земли, непосредственно примыкавшие к Москве, с двумя городами: самой Москвой и Звенигородом. Москвой правили князья младшей ветви наследников Александра Невского, которые не имели права на великое княжение. Однако уже с внука Александра Невского, князя Ивана Калиты (1325—1340), начинается возвышение Москвы. Причиной этого отчасти были центральное положение города среди русских княжеств и его относительная защищенность от набегов. Но главной причиной было принципиальное изменение Иваном Калитой политики в отношении монголо-татар. Сильные тверские и рязанские князья хотя и обращались к хану за ярлыком на великое княжение, все же при благоприятной возможности стремились восстать против монголо-татар. Иван Калита был первым среди русских князей XIV в., кто открыто стал на службу хану, взяв на себя не только сбор денег с покоренного русского населения, но и осуществление карательных мер против него в случае антиордынских восстаний, как это было в Твери в 1327 г. Эту обязанность московские князья выполняли из поколения в поколение. В результате князь Иван Данилович стал великим князем владимирским, сумел превратить Московское княжество в одно из самых богатых на Руси (Калита — значит «денежный мешок»), заручился постоянной военной поддержкой монголо-татар, которую он использовал для присоединения других земель. К концу правления Ивана Калиты Московское княжество включало в себя земли с городами Переяславлем-Залесским, Можайском, Серпуховом и другими, выйдя на границу с Великим княжеством Литовским. Оно стало одним из самых крупных на Руси. Но главным было то, что князю Ивану удалось привлечь в Москву владимирского митрополита Петра, который подолгу жил в городе и был погребен в 1326 г. в кафедральном храме Москвы — Успенском соборе. Духовный авторитет Петра, канонизированного вскоре после смерти и ставшего святым — покровителем Москвы, еще более возвысил политическое значение города и княжества. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно перенес местопребывание митрополитов в Москву, сделав ее церковной столицей Руси. В политике усиления своего княжества московские князья в первой половине XIV в. часто использовали безнравственные средства. Привлечение на свою сторону церкви дало их действиям другое истолкование. Наследник Ивана Калиты Симеон Гордый (1341—1353) сумел не допустить раскола Московского княжества. Договор, подписанный им с братьями, закреплял единство княжества, подчиненное положение удельных князей великому князю московскому, его верховную судебную власть, передавал в его руки все военные силы. Вместе с тем наследственный характер удельных владений сохранялся. При Симеоне Гордом был обеспечен и моральный перевес Москвы над Тверью. В этот период начало наступление на Можайск Великое княжество Литовское. Отстояв Можайск, московское войско вступило в борьбу с Литвой за верховья Оки. Москва помогала Новгороду в отражении агрессии шведских феодалов. Вместе с тем Тверское и Суздальско-Нижегородское княжества, а затем и другие начали искать поддержку против усиления Москвы у литовских князей, чья военная мощь быстро росла. В результате этого московские князья, начавшие как подручные татарского хана, превратились в защитников Руси от литовской агрессии. Как церковная столица, Москва стала центром колонизационного движения, направленного на север, за Волгу. Оно было возможным благодаря невмешательству монголо-татар в дела русской церкви. Во главе этого движения находились монахи, среди которых в XIV—XV вв. широко распространился исихазм — мистическое учение Григория Паламы о достижении единства с Богом в результате ухода от людей, самососредоточения и постояной «умной», т. е. безмолвной, молитвы. В исихазме была сильна идея отрицания земного мира как несправедливого. Эта мысль была очень актуальна для Времени монголо-татарского ига. Сотни монахов покидали «общежительские» монастыри, где их образ жизни был регламентирован уставом, и уходили в пустыни — в отдаленные леса, подальше от людей,— создавали там скиты, лесные поселения, в которых жили своим трудом и молились так, как считали нужным. Около 1339 г. Сергием Радонежским был таким образом основан Троицкий монастырь. Большинство монастырей, такие, как Кирилло-Белозерский, создавались далеко на севере, за Волгой, и потому их монахов называли заволжскими старцами. Им приписывали особую святость, это были настоящие духовные вожди народа. Их уход из городских «общежительских» монастырей, во главе которых стояли дети князей и бояр, обладавших большими богатствами, деревнями и крестьянами, был проявлением стремления к «воле», свойственного всем русским. Вслед за монахами в заволжские леса двинулись простые крестьяне. Это движение было настолько массовым, что во второй половине XIII — XIV в. феодальная зависимость на Руси распространялась лишь на часть крестьян. Покровительство монахов пустынно-жительских скитов, таких, как Сергий Радонежский, возвеличивало московских князей, связывало представление о них с идеями духовности и «воли», что также повышало нравственный авторитет Москвы. Москва — центр сопротивления монголо-татарскому владычеству. Решающий шаг в утверждении Москвы в качестве законной главы русских земель был сделан при князе Дмитрии Донском (1359—1389), внуке Ивана Калиты, возглавившем сопротивление русских вторжению правителя Золотой Орды Мамая. Мамай стремился восстановить полновластие монголо-татар над Русью после 20 лет внутренних конфликтов в Орде (1359 — 1381) и установления власти Москвы над Киевом и Черниговом в 1379 г. Помощь Мамаю обещали рязанский князь Олег и литовский князь Ягайло, заинтересованные в военном разгроме Москвы и разделе собранных ею земель. Однако к этому времени Москва присоединяла к себе княжества не только военной силой, но и духовным авторитетом. Даже тверичи в 1375 г. не поддержали своего князя, когда ему удалось на некоторое время получить обратно титул великого князя, а Дмитрий в ответ осадил город. В 1377 и 1378 гг. Дмитрий впервые попытался защитить нижегородские и рязанские земли от вторжения монголо-татар. С именем московского князя у русских было связано теперь представление о наведении порядка в стране, о безопасности от татарских нашествий, о покровительстве церкви. Поэтому 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле перед войсками хана Мамая стояло уже не войско московского князя Дмитрия, а русское войско, объединенное общим культурным и политическим идеалом — православием и идеей единого русского государства. Поэтому, хотя тверские и суздальские князья, а также Новгород держали нейтралитет, тверские и суздальские ратники воевали на Куликовом поле. Победа, одержанная князем Дмитрием, прозванным за это Донским, стала первой победой нового, великорусского этноса (народа), первой победой Московского государства, соединившей воеди- но в сознании народа идею борьбы с монголо-татарами и идею построения единого национального государства. При Дмитрии Донском территория Московского государства охватила значительную часть центральной и северной Руси. На севере Москве принадлежали Кострома, Солигалич, Устюжна Железнопольская, Белоозеро. Остатки Ярославского и Суздальско-Нижегородского княжеств были зажаты между московских земель. Но процесс централизации перешел и в новое качество. Дмитрию впервые удалось передать великое княжение своему сыну Василию как свою «отчину», без ханского ярлыка. Стала обязательной, «без ослушания», служба удельных князей великому князю. Был введен территориальный принцип формирования ополчений, по которому бояре должны были выступать в бой вместе с теми князьями, на территории которых находились их земли (раньше выбор князя для боярина был совершенно свободным). Были определены нормы дани с княжеств для уплаты в Орду. Дмитрий сделал первую попытку поставить в зависимость от себя церковь, сделав митрополитом своего ставленника Митяя. Правда, в конце концов эта попытка не удалась и самостоятельность церкви была восстановлена. Уже при Дмитрии Донском выявилось своеобразие процесса создания централизованного государства в России по сравнению со сходными процессами в Западной Европе. Там короли в борьбе против самовластия феодалов опирались на богатые самоуправляющиеся города. Они вынуждены были постоянно лавировать между различными центрами власти: феодалами, церковью, городами. На Руси в условиях неразвитости городского самоуправления, почти полностью ликвидированного монголо-татарами, централизация сопровождалась ликвидацией остатков органов городского самоуправления. В 1373 г. в Москве была ликвидирована должность тысяцкого, а сын последнего тысяцкого, пытавшийся при помощи Орды восстановить эту должность, был казнен в 1379 г. В результате горожане оказались в полной зависимости от власти князя. Русская церковь не имела самостоятельной политической власти и, несмотря на сопротивление попыткам московских князей поставить ее в полную зависимость от себя, безоговорочно поддерживала процесс централизации. Для нее этот процесс означал начало быстрого обогащения: именно в XIV —XV вв. монастыри получили от московских князей огромные территории. Крупнейшим землевладельцем стал московский митрополит. Единственной силой, сопротивлявшейся централизации, были удельные князья и городские республики в Новгороде и Пскове. Однако их авторитет упал из-за союза с монголо-татарами и литовцами. Это позволяло бороться с ними, не прибегая к компромиссам, что оправдывалось интересами национальной независимости и сохранения право- славия. В результате процесс централизации в России не сопровождался утверждением в общественном сознании ценности политического компромисса, как это было в Западной Европе. Это был монолог верховной власти. Диалогические элементы политической культуры Древней Руси, постепенно разрушавшиеся еще со времен Андрея Боголюбского, переживали необратимый процесс распада. После Куликовской битвы монголо-татары еще неоднократно приходили на Русь. В 1382 г. Москва была взята ханом «Синей орды» Тохтамышем. Но государство монголо-та-тар начинает постепенно слабеть в результате раздробленности. В первой половине XV в. из Золотой Орды выделились Крымское ханство, Казанское ханство, Астраханское ханство, а во второй половине XV в. на территории Западной Сибири сформировалось Сибирское ханство. Итогом этого процесса было окончательное прекращение политической зависимости Руси от татар, явившееся результатом знаменитого «стояния на Угре» в 1480 г. Казалось бы, в этих условиях централизация должна была ускориться. И действительно, в первой четверти XV в. при князе Василии Дмитриевиче в состав Московского княжества вошла богатая нижегородская земля и отдельные уделы Рязанского княжества, которое теперь с трех сторон было окружено владениями Москвы. На севере были присоединены земли коми-пермяков в Приуралье (Великая Пермь), среди которых проповедовал христианство Стефан Пермский. Однако во второй четверти XV в. этот процесс замедлился из-за разгоревшейся феодальной войны. Вновь, на этот раз в истории Московского княжества (как прежде Киевского и Владимирского), возродился родовой принцип наследования престола, противопоставляемый семейному. Хотя великий князь Василий I (1389—1425) передал власть в Москве своему сыну Василию Васильевичу, но его брат, сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич, отказался признать старшинство племянника и попытался захватить великокняжеский престол. Война длилась около 30 лет. В нее были втянуты соседние княжества, Литва и монголо-татары. Одно время казалось, что противники Василия восторжествовали. Василий II был ослеплен (и прозван за это Темным). Великим князем был провозглашен сын Юрия Дмитрий Шемяка. Лишь в 1446 г. Василию II все же удалось одержать победу, он вновь стал великим князем, а Шемяка бежал в Новгород. Кроме политической розни в стране началась и церковная смута, порожденная подписанием в 1439 г. на Флорентийском соборе унии между православной и католической церковью, в результате которой константинопольский патриарх первоначально согласился признать верховную власть папы римского. Это означало создание совершенно новой ситуации в про- тивостоянии католической Литве, захватившей основную часть земель Киевской Руси и православной Москвы. Уния сводила на нет духовные обоснования борьбы Москвы за централизацию русских земель (за сохранение веры отцов и завещанного ими государства). Назначенный константинопольским патриархом митрополит-грек Исидор подписал акт унии. Но когда он вернулся в Москву в сане католического кардинала, народ и духовенство отказались признать унию. Собор русских епископов сам, без участия константинопольского патриарха, поставил на митрополию русского митрополита Иону. После этого греков среди московских митрополитов уже не было. Московская митрополия все более отдалялась от константинопольского патриархата. В результате окончания феодальной войны Московское государство значительно расширилось и укрепилось. Была завершена ликвидация независимых подмосковных уделов. Фактическая власть московских князей распространилась на Ростовское, Ярославское, Рязанское княжества. У Московского государства оставалось лишь два сильных, непримиримых противника внутри страны: Тверь и Новгород. Повторим пройденное: 1. Какие московские князья и деятели церкви способствовали объединению Руси? 2. Как происходил рост власти московских князей? 3. Какие факторы способствовали росту независимости русской православной церкви от Византии? Подумайте и ответьте: 1. Почему во главе процесса централизации русских земель стало именно Московское княжество? Какую роль сыграла политика московских князей? Какова в этом роль церкви? 2. Что такое исихазм и кто такие «заволжские старцы»? Кого из них вы знаете? Каково значение их деятельности? 3. Когда и в связи с чем стала формироваться духовная основа единства великорусского народа? Как это отразилось на исходе Куликовской битвы и дальнейшем усилении Москвы? 4. Чем процесс создания централизованного государства на Руси отличался от соответствующих процессов в Европе? Как различалась расстановка политических сил и к чему это привело? 6. Что тормозило централизацию русских земель? Date: 2015-07-23; view: 2786; Нарушение авторских прав |