Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалогические элементы древнерусской культуры
Вспомните: всегда ли в истории государства и общества основываются на одном принципе власти, единых правовых нормах, общем национальном сознании? Какие другие примеры вы знаете? В определенном смысле славянофил И. В. Киреевский был прав, говоря о древнерусской культуре как о культуре единства и противопоставляя ее западноевропейской культуре как культуре расчленения. В обществе Древней Руси имело место нерасчлененное, синкретическое единство противостоящих друг ДРУГУ политических, правовых, культурных ценностей. В этом единстве были элементы диалога, попытки компромисса. Но это единство было временным, постепенно изживавшим себя. Князь и вече. В представлениях древних русских о власти господствовали две ценности — князь и вече. Наиболее древней формой управления было вече — способ решения вопросов политической жизни на собрании глав семей племени. Он отвечал племенным, еще догосударственным идеалам. Вече объявляло войну и заключало мир, вело переговоры с противником. Так, белгородское вече в 997 г. вело переговоры с печенегами; в 1096 г. муромское и рязанское вече заключило договор с князем Мстиславом. Вече назначало чрезвычайные налоги для обороны города. Но главной функцией веча в XI— XII вв. был выбор князей. Часто вече не принимало князя, Которому по старшинству полагалось княжить в городе, а то и изгоняло неугодного. В 1023 г. киевляне не приняли к себе князя Мстислава Владимировича, в 1068 г. киевское вече изгнало Изяслава Ярославовича и возвело на престол полоцкого князя Всеслава. В 1113 г. на киевский престол вечем был поставлен князь Владимир Мономах (1113—1125). Однако формально функции веча и то, как на нем принимались решения, не были определены. Они диктовались лишь обычаем. Даже выбор вечем князя не был регулярным. Из пятидесяти князей, занимавших киевский престол до нашествия татар, лишь четырнадцать были призваны вечем. Киевское вече не имело ни установленного места созыва, ни постоянного состава, ни закрепленного законом способа подсчета голосов. Вече не было государственным учреждением и потому не могло быть прочной основой государственной власти. Однако власть веча в течение всего дотатарского периода русской истории оставалась весомой и даже укреплялась за счет роста политического значения городского населения — купцов, ремесленников, духовенства. Его существование прекратилось (за исключением Пскова и Новгорода) лишь во времена монголо-татарского ига. Другим полюсом политической жизни была власть князя. Первоначально князь выступал как военачальник, но постепенно в его руках сосредоточились такие функции, как сбор налогов, суд, законодательство, основание новых городов. Однако главными задачами древнерусского князя все же оставались защита Руси от нападений извне и сбор налогов для того, чтобы обеспечить содержание княжеского двора и войска. Надо сказать, что хотя права и обязанности князя были более определенными, чем права и обязанности веча, но и княжеская власть была лишь зародышем государственной власти. Определенную роль при князе играла боярская дума, которая состояла из старших дружинников. До XI в. она заседала совместно с городскими старейшинами — тысяцкими, начальниками ополчения, выбиравшимися вечем. В XI и XII вв. тысяцкие уже назначаются князем и сливаются с боярской думой. Но и дума не имела законодательно оформленных прав и обязанностей. Лишь с XII в. появляются элементы более упорядоченной организации власти: княжеские слуги, ответственные за тот или иной участок работ. Однако характерно, что князь не видел разницы в управлении своей собственностью, своим двором и своим государством. Он как бы считал государство своей собственностью. Поэтому рабу-тиунуон мог давать важные государственные задания — суд в городе или даже столице или что-нибудь другое. Князь и вече олицетворяли две системы ценностей, которые боролись между собой в политической жизни Древней Ру- си: авторитаризм и соборность, единоличный и коллективный способ решения важных вопросов жизни государства. И если княжеская власть эволюционировала, совершенствовалась, то вече оказалось неспособным к этому. Поэтому, несмотря на неоднократные народные восстания в поддержку веча, его власть не имела реальной перспективы развития. Светская и духовная власть. В Древней Руси сохранялось понятие о равном значении духовной и светской власти. Киевское государство после принятия православия — это прежде всего христианское государство, поэтому его защита — подвиг во имя веры. С другой стороны, христианская вера — основа государственности. Договоры между князьями заключались посредством целования креста, посредниками часто выступали священнослужители. Многие князья после смерти провозглашались святыми, удостаиваясь этого за заслуги перед Русью: принятие христианства (княгиня Ольга и князь Владимир Святой), мученическая смерть (князья-братья Борис и Глеб, убитые Святополком Окаянным), защита Русской земли и гибель за родину (князья Мстислав Владимирович, Игорь Олегович, Всеволод Мстиславович, Михаил Всеволодович Черниговский, Александр Ярославович Невский и другие). Характерно, что из двадцати первых святых, канонизированных русской православной церковью, десять были князьями. Такое изобилие государственных деятелей среди святых было неизвестно ни Византии, ни Западной Европе. Христианское самосознание было важным элементом династического самосознания киевских князей. Не учитывая этого, трудно понять, зачем Ярослав Мудрый окрестил останки своих предков — Ярополка и Олега и перенес их прах в Десятинную церковь в Киеве. Христианская вера укрепляла уверенность русских князей в их высоком, апостольском предназначении, в вечности правления княжеской династии, начало которой они положили. Она уравнивала их власть с властью византийских императоров. Если римского императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией, называли «тринадцатый апостол», то князя Владимира Святого уже в XI в. именовали'«апостол среди князей». С другой стороны, идеологи православия призывали верующих крепить силу государства, исполняя тем самым религиозный долг. Характерно в этом смысле «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона XI в., в котором утверждается принцип неразделейности церкви и государства. Великий князь «печется» о церкви, защищает ее. Он называется «причастником» и «наследником» небесного царства. В «Хождении» игумена Даниила прямо утверждается, что быть христианином — это значит крепить силу Киевского государства. Однако уже в это время, в X в., постепенно начинается борьба за первенство государственной власти над церковной. Князь Владимир своей властью установил десятину от любой собственности как источник церковных доходов, хотя такая норма не была известна византийскому праву. Тем самым в вопросах церковного права Владимир поставил себя выше всех, в том числе выше византийского патриарха. Этому способствовали и деятели византийской церкви, льстившие русским князьям. Так, патриарх Никифор I в письме к Владимиру Мономаху признавал в нем «отражение божественного первообраза» — качество, которое обычно приписывалось лишь византийскому императору и являлось обоснованием первенства светской власти над церковной в Византии. Аскетизм и «труженничество». В разные периоды истории Древней Руси в православии возникало противостояние главных путей спасения: чисто духовного, по преимуществу пассивного, аскетического, и активного — «труженничества во Христе». На защиту последнего становились лучшие люди православия, праведники и святые. Еще митрополит Иларион выражал недовольство тем, что верующие в заботе о спасении на небесах пренебрегают земным миром и отказываются от активной деятельности. Игумен Киево-Печерской лавры Феодосии Печерский начал систематическую проповедь заботы о мире и христианизации быта, сам подавал пример неустанного труда. Эта традиция была затем подхвачена создателем второй, Троице-Сергиевой лавры — Сергием Радонежским, а впоследствии и строгим приверженцем идеи пустынножительства Нилом Сорским, выдвинувшим в качестве одного из главных идеалов монашеской жизни братскую взаимопомощь. Эти тенденции отчасти сближали православие с западным христианством, но они никогда не преобладали над чисто аскетическим путем спасения через мученичество, страсто-терпчество, отшельничество, юродство. Против <«приближения к земному» активно выступали такие авторитетные деятели православия, как Иосиф Волоцкий и московский митрополит Алексий. Кроме того, в истории православной церкви сложилось так, что основными сторонниками «труженничества» оказывались мистики-исихасты, для которых труд не был самоцелью и самостоятельным путем спасения, а только путем «творческого собирания духовных сил». Труд как идеал спасения не закрепился и в народе, ибо «труженнические», неэксплуататорские монастыри были, как правило, беднее, чем монастыри, руководство которых на первое место ставило дисциплину и исполнение обрядов, а также широко эксплуатировало труд крестьян. Эти монастыри, как более богатые, чаще оказывали помощь населению и пользовались большим авторитетом. Тем не менее «труженнические» тенденции в православии нельзя не отметить. С ними связаны высшие взлеты русского духа в XI—XIX вв. «Двоеверие». Для Древней Руси было характерно двоеверие, диалог ценностей христианства и язычества. Несмотря на раздававшиеся еще в дотатарский период призывы к сожжению двоеверцев эта мера на Руси не привилась. Также не употреблялись наказания смертью и телесные наказания при обвинении в магии и колдовстве, обычные в судопроизводстве Византии. За двоеверие или обращение за медицинской помощью к чародею полагалось шесть недель покаяния, выражавшегося в чтении определенных молитв и псалмов. Более строго карались пьянство и распутство священников. Однако двоеверие в Древней Руси было не просто особенностью религиозного сознания отдельных людей. Это была система взглядов, серьезно влиявшая на церковную практику. Обычным было переплетение языческого и христианского ритуала, заметное и сейчас (украшение церкви на Троицу березовыми ветками и т. п.). Византийские церковные власти отчасти не могли, отчасти не хотели последовательно бороться с этой традицией. Это объяснялось еще и тем, что для Константинополя Древняя Русь была всего лишь 60-й (а позже 72-й) в списке 112 епархий православной церкви. Это была, по их представлениям, отдаленная окраина мира, где трудно, а возможно, и не нужно бороться с предрассудками. В интересах византийской церкви главным было распространение православия среди русских князей и бояр. В XI—XII вв. только среди этих групп населения было принято заключать церковные браки, в их жизни значительную роль играли составлявшиеся при участии священника завещания. Основная часть общества жила в условиях смешения христианской и языческой культур, отражавшего взаимодействие государственного и ро-доплеменного образов жизни. Многие брали себе жен по языческому образу «с плясанием, гудением и плесканием», имели по две и по три жены. При этом надо учитывать, что христианская церковь еще долгое время оставалась городским явлением, не влиявшим на жизнь затерянных в лесах деревень, где господствовало язычество. Ситуация двоеверия в Древней Руси сохранялась длительное время. Только с XIV—XV вв. в результате изменения законодательства церковь получила возможность вмешиваться в семейные отношения. Рост земельных владений монастырей привел к тому, что зависимое население на монастырских землях судили по строгим церковным уставам. В XVI—XVII вв. в борьбу с двоеверием включилось и государство, преследовавшее колдунов, бродячих актеров и музыкантов. Родоплеменное и сословное право. В праве Древней Руси постоянно шел диалог родового и сословного, государственного и общинно-локального принципов. Основой законов, объединенных в XI—XII вв. «Русской Правдой», было сочетание обычного, родоплеменного права, при котором все люди были Date: 2015-07-23; view: 969; Нарушение авторских прав |