Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Росссийская цивилизация. равны, и нового, государственного, сословного права, основанного на неравенстве в правах между людьми
равны, и нового, государственного, сословного права, основанного на неравенстве в правах между людьми. Речь идет о двух принципах права — «горизонтальном» (улаживание конфликтов между родными без участия высшей государственной власти) и «вертикальном» (разрешение споров внешней по отношению к противостоящим сторонам силой — государством). Для судебного дознания в условиях родоплеменного строя Древней Руси нет необходимости в показаниях свидетелей и судебном праве. Главным в доказательстве правоты считается Божья воля, выражающаяся в победе одной из сторон в «поле» судебном поединке с оружием в руках — или в «муке» — в результате испытаний водой или огнем. Часто при менее значительных делах хватало и клятвенного заверения в своей правоте. Для Древней Руси обычное право и «испытания» в качестве основного доказательства на суде были характерны вплоть до XV в. Только потом главными становятся письменные свидетельские показания, судебным правом начинает регулироваться процедура суда. Государственное, «вертикальное» право на Руси пыталось игнорировать элементы родоплеменного, «горизонтального» права. Так, «Русская Правда» совершенно не упоминает о судебных поединках и лишь однажды — о «муке»-испытании. Но вместе с тем такие наказания, как смертная казнь, не могут применяться безоглядно. Для этого необходимо, чтобы сама власть была твердой, чтобы в обществе не господствовали родоплеменные представления о праве. Поэтому даже при прямых заимствованиях из византийских законов «Русская Правда» ограничивает тяжесть наказания. Суду византийского государства были привычны такие наказания, как смертная казнь, удары плетью (за самовольное убийство вора на следующий день после кражи). Но они были невозможны в обществе равных. Поэтому «Русская Правда» в соответствии с традицией заменяет их на «виру», т. е. уплату штрафа. В сущности, наказание при этом нес не только сам убийца и разбойник, а вся община, к которой он принадлежал. Она должна была уплатить вознаграждение родственникам убитого. «Русская Правда» прямо называет это «помощью убийце». Казнь виноватого, невозможная для государства, становится возможной для родственников убитого. «Русская Правда» узаконила для этого обычай кровной мести: «Если один мужчина убьет другого, то мстить брату за брата, отцу за сына или сыну за отца, или племяннику, или сыну сестры». Высшей мерой наказания в «Русской Правде», применяемой за поджог и конокрадство, были «поток и разграбление», совершаемые первоначально всей общиной, а затем слугами князя. В праве Древней Руси круг возможностей частных лиц был исходно шире, чем круг возможностей государства. Это положение менялось медленно и постепенно. Но одновременно «Русская Правда» учитывает новое устройство общества. Штрафы за убийство и оскорбление княжеских слуг — огнищан и тиунов — назначены вдвое, вчетверо выше, чем за убийство и оскорбление простого крестьянина-смерда. В законах обозначены случаи, когда вольный человек попадал в рабство (холопство), в том числе при женитьбе на рабе, при продаже в рабство и при службе без договора. Кроме этого, существовала и временная зависимость, когда вследствие взятой ссуды человек становился закупом и должен был работать у заимодавца. За попытку побега или кражу закуп, т. е. феодально зависимый крестьянин или горожанин, мог стать полным рабом. Однако попытка хозяина сделать его рабом без провинности делала закупа свободным от обязанности вернуть заем. Господин мог бить закупа, но только за вину. Но положение раба или зависимого человека на Руси все же было легче, чем в странах с установившимся сословным строем. В отличие от Византии, где раб не мог быть свидетелем, на Руси при определенных условиях он мог играть эту роль. Холопы могли быть поверенными по торговым делам своих господ, заведовали хозяйством, служили в их войске. Перемены в русском праве совершались крайне медленно. В отличие от католичества, позаимствовавшего четко разработанную систему римского права, православие не проявляло интереса к судебным делам, не вмешивалось в правовые представления общества. Надо учитывать, что для православия закон — это прежде всего закон Божий, оценка святости или греховности деяния. Законы общества имеют для него второстепенное значение. Все это привело к тому, что в России правовое сознание, в сущности, так и не сложилось, отсутствует представление о легитимности, законности действий, если те идут вразрез с субъективно воспринимаемой «справедливостью». Правовое сознание не выделилось из морального сознания, этики. Мораль постоянно опровергает закон. Самоценность закона русской системе ценностей неизвестна. Национальное самосознание. Диалогическим определенное время было национальное самосознание русских. Русское национальное самосознание постепенно брало верх, но еще князь Святослав Игоревич хотел перенести свою столицу с Днепра на Дунай, в город Переяславец, считая, что там находится центр его страны и именно оттуда он может самым выгодным образом вести торговлю предметами дани. Активно влияло на Русь православное, византийское самосознание. До XIII в. русские князья в соответствии с византийской традицией на печатях именовали себя архонтами. Правда, византийская политическая мысль не желала признавать языческую Русь частью византийской «ойкумены», оби- З- 67 таемого мира. Но императорский двор внимательно следил за развитием событий на Руси. Крестными отцами и матерями русских князей были византийские императоры и императрицы. При крещении княгиня Ольга получила христианское имя Елена — от своей крестной матери, императрицы Елены. Князь Владимир Святославович получил христианское имя Василий — от своего крестного отца императора Василия И. Это был символический жест «передачи власти», которого западные короли добивались от византийского императора. Вместе с православием Русь получила в наследство от византийской культуры несколько десятков переводных слов, составивших тем не менее основную часть понятий философии и богословия. В русской культуре очень рано, еще в XI в., появилось осознание богоизбранности, как бы уравнивавшее с византийцами, претендовавшими на политическое господство в Восточной Европе. В «Повести временных лет», первой русской летописи, указание на богоизбранность Руси повторяется троекратно и связывается с легендой о путешествии апостола Андрея, проповедовавшего в Причерноморье, в Киев и Новгород. В 1072 г. появились первые русские национальные святые — князья Борис и Глеб. Древняя Русь быстро приобрела то единство языка, власти и веры, которое потом позволило ей восстанавливать свое единство после распада государства, а также сохранять его в ходе колонизации земель. Фактически к концу XII в., ко времени появления «Слова о полку Игореве», национальное самосознание сформировалось, несмотря на феодальную раздробленность и предпочтение политических интересов интересам национальным. Не менее активным и длительным был славяно-тюркский диалог. Первые русские князья часто именовали себя по образцу степных владык каганами. Впоследствии многие из степных племен, такие, как берендеи, ковуи, черные клобуки, заключали союз с русскими князьями, подолгу жили на территории Руси, получали право участвовать в выборах киевского князя. С XI—XII вв. особенно учащаются браки князей с дочерьми половецких ханов, что служило прочным основанием для военного союза. Результатом этого были широкие культурные взаимовлияния. Так, родовой принцип наследования княжеской власти был, очевидно, заимствован русскими у печенегов. Он вообще свойствен не оседлым, а кочевым народам Центральной Азии и Северной Африки. Словари языков восточно-славянских и тюркских народов помогают нарисовать широкую картину обмена идеями и знаниями, продолжавшегося между ними в течение веков. Историю Древней, Киевской Руси отличает от истории Московской Руси ее большая подвижность, свобода. Подчас историкам казалось, что Древняя Русь домонгольского периода резко выделяется на общем фоне истории России, составляет, как бы сейчас сказали, цивилизационный вариант ее истории. В определенной степени это верно. Древняя Русь в IX—XII вв. являлась периферией европейского мира и, отставая от него по уровню развития, в целом сохраняла возможности воссоединения с ним. Однако для этого требовались условия, которых Древняя Русь не имела. Диалогический характер древнерусской культуры был, вопреки мнению И. В. Киреевского, неустойчивым. Отчасти он был связан с синкретичностью, архаической нерасчлененностью представлений. Ход времени не всегда способствовал развитию диалога. Подчас цельность культуры приобреталась за счет ее гибкости и способности к прогрессивному развитию. Повторим пройденное: 1. Какие разнородные органы власти имелись в Древней Руси? 2. Какие нормы жизни племенного общества и государства нашли отражение в «Русской правде»? 3. В каких древних книгах мы находим идею о богоизбранности русских? Подумайте и ответьте: 1. В чем проявилось наличие в Древней Руси двух центров политической власти? Какие ценности отражало их противостояние? 2. Как взаимодействовали в Древней Руси государство и церковь? Какая из этих сил постепенно становилась преобладающей и почему? 3. Как сочетались в культуре Древней Руси христианство и языческие верования? 4. Как в Древней Руси переплетались формы сословного и родоплеменного права? 5. Какие факторы определяли процесс становления национального самосознания в Древней Руси? Date: 2015-07-23; view: 676; Нарушение авторских прав |