Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словарь урока
Кафедральный храм — церковь, в которой ведет праздничную службу глава местной церкви (архиепископ, митрополит, патриарх). Канонизация — провозглашение церковью святым того или иного человека. Точнее — внесение в списки святых лица, достигшего вечного блаженства и прославленного Богом путем особых знамений. Общежительские монастыри, киновии — монастыри, основанные на уставе греческого Студийского монастыря, в кото- ром монахи не имели своей собственности и жили вместе. Помимо этого типа монастырей существовали скиты анахоретов (отшельников), каждый из которых имел свой кров, а также келлиотские или особножительские монастыри, где монахи имели некоторую личную собственность (книги, одежду и т. п.). Цивилизационный вариант—1. Новгородская республика Вспомните: какие свободные города-государства известны в истории? Какую роль в истории человечества они сыграли? От элементов демократии к боярской олигархии. Совершенно особый путь в период государственной раздробленности прошел Новгород. Если на основной территории страны в это время закладывались основы авторитарной государственной власти, то в Новгороде возобладали тенденции к демократии. Там сложилась другая политическая культура, другие ценностные ориентации населения, отличные от традиции сильной центральной власти и коллективных ценностей Московской Руси. Период ослабления централизованной власти в Западной Европе также создал условия для возникновения республиканского строя в городах, таких, как города немецкого ганзейского союза или Венеция. Предпосылкой была относительная безопасность Европы от нападений кочевников. Благодаря этому распад единого государства не приводил там, как на Руси, к порабощению народа. Сходные обстоятельства сложились в XIII—XV вв. на северо-западе Руси, защищенном княжествами юга и центра страны от прямого удара захватчиков. Это позволило сформироваться в Новгороде особому варианту развития российской цивилизации. По своим масштабам новгородская земля в XIII — XV вв.— большое государство, способное соперничать по территории с любым из королевств Европы. Через владения Новгорода обеспечивался выход к Балтийскому морю по Неве и к Белому по Северной Двине. На юге его земли доходили до Волоколамска, Великих Лук и Торжка. На северо-востоке они включали Урал. На этой территории возникли крупные города: Псков, Вологда, Вятка и другие. В отличие от южных и центральных княжеств, Новгород был повернут лицом к Европе, защищал рубежи Руси от агрессии немецких и шведских феодалов. В 1142—1446 гг. Новгород 26 раз воевал со Швецией, 11 раз — с Ливонским орденом, 14 раз — с Литвой и 5 раз — с Норвегией. К XIII в. в Новгороде существовала богатая политическая и правовая традиция. Еще в начале XI в., княжа в этом городе, Ярослав Мудрый отказался платить дань Киеву и тем положил начало независимости Новгорода. Ярослав же в 1017 г. за помощь новгородцев в освобождении Киева от поляков и князя-братоубийцы Святополка даровал Новгороду особые грамоты, ставшие юридическим основанием независимости. Впоследствии в течение многих столетий все князья, которых приглашал Новгород, давали клятвы на этих грамотах, обязуясь не нарушать вольности новгородцев. Значение Ярославовых грамот было настолько велико, что, когда в XV в. Новгород был покорен Московским государством, они не только были уничтожены, но из летописей были изъяты всякие упоминания о них. Конечно, в условиях постоянных войн Новгород не мог обходиться без князя как военачальника. Но новгородцы неизменно требовали, чтобы их будущий князь проникся интересами города, привык уважать его свободы. Падение значения торгового пути «из варяг в греки», подорвавшее влияние Киева, почти не сказалось на процветании Новгорода. Изменилось лишь направление движения товаров: главным стал вывоз пушнины с северо-востока в Европу. Новгород стал наследником богатств Великой Перми на Урале, и закамское серебро, как и русские меха, было известно по всей Европе. В Новгороде бывали купцы не только из Германии, Дании, Швеции, но и из далекой Италии. Сами новгородцы вели морскую торговлю в Балтийском море, ввозя из-за границы сукно, железо, соль, хлеб, лошадей, предметы роскоши. Другим важным направлением торговли была торговля по Волге и Каспийскому морю с государствами арабского мира. Вместе с тем надо отметить, что у новгородцев торговля сочеталась с разбойными нападениями на купцов и поволжские города. Из-за неразвитости земледелия в летнее время, когда охота за пушным зверем не велась, в новгородской земле высвобождалось много сильных и смелых людей — охотников. Они-то и становились ушкуйниками — разбойниками. Караваны ушкуйников насчитывали до 200 ладей с 1,5—2 тыс. воинов. Они грабили Нижний Новгород, Кострому, Казань. Все это напоминало хозяйство и быт викингов — соседей новгородской земли. Ослабление Киева помогло органам городского самоуправления взять верх над княжеской властью. В 1136 г. в Новгороде произошло народное восстание, закончившееся смещением князя и ограничением его прав, закреплением власти за избиравшимися на вече посадником, епископом и тысяцким. Новгородцы провозгласили «вольность в князьях», т. е. они могли назначать и смещать князя по своему желанию. По особому договору, «ряду», князья были лишены права раздавать волости, владеть собственностью на территории новгородской земли, судить жителей Новгорода, давать особые преимущества (иммунитеты), торговать со странами Европы помимо новгородцев, даже охотиться вне определенной зоны поблизости от города. Были ограничены доходы князей. Наконец, как это бывало и в Европе, княжеский двор был выселен из города на Рюриково городище, чтобы нельзя было захватить власть в Новгороде военной силой. К князю стали обращаться «господин», а не «государь». Последний, как считали новгородцы, бывает только у холопов. С другой стороны, значительно увеличивалась власть городского веча, на котором были представлены все семьи города, а также пригороды и волости, т. е. подчиненные города и земли. Формально вечу принадлежала теперь вся власть в городе. Именно оно призывало князя и смещало его. На нем выбирались градоначальник — «посадник» и «тысяцкий», руководитель военной «тысяцкой» организации. Это означало введение в Новгороде демократического, республиканского государственного устройства, роднившего его с западноевропейскими свободными городами. Основной ценностью новгородцев стала теперь не верность князю или другому феодалу, а преданность городской общине — господину Великому Новгороду. Однако в отличие от средневековых европейских городов, выбиравших в городской совет и городской суд представителей населения, дававших присягу на верность городу, демократический вечевой строй в Новгороде до конца существования республики был архаичным и неоформленным. Не существовало систем подсчета голосов на вече, победа той или иной группы определялась «на слух». Не были защищены права меньшинства, а значит, и трудно было добиться компромисса. Часто оставшиеся в меньшинстве уходили с веча и собирали свое собственное вече в одном из районов города. Это приводило к тому, что частыми являлись столкновения между группами граждан, сопровождавшиеся насилием, грабежами и поджогами. Демократия зачастую перерастала в анархию. Неспособность новгородцев создать представительные органы управления привела к тому, что власть все более переходила в руки боярской олигархии, нескольких наиболее богатых семей. Формально все граждане считались равными. Жизнь, здоровье, свобода, честь, имущество всех новгородцев охранялись судом одинаково. В XV в. впервые в России был законодательно зафиксирован принцип равенства перед законом: «Судити всех ровно, как боярина, так и житьего (богато- го) и молодчего (бедного) человека». Но фактически бояре благодаря подкупу бедняков часто могли управлять вечем, навязывать ему выгодные им решения. Являясь зародышем гражданского общества на Русской земле, Новгород так и не смог стать, подобно современным ему городам Запада, основой развития буржуазного общества и культуры. Наибольшие политические выгоды от освобождения Новгорода из-под власти князей получила местная светская и духовная знать, прежде всего новгородский епископ (с 1168 г.— архиепископ). Он стоял во главе органа исполнительной власти Новгорода — Совета господ. После выселения князя за город, на Рюриково городище, архиепископ стал полновластным хозяином новгородского кремля — Детинца и собора святой Софии, построенного как княжеская церковь. В его руках находилась городская казна. Он ведал внешней политикой Новгорода, имел право суда, наблюдения над мерами весов, длины, объема при торговле. Новое положение архиепископа означало не только ослабление его связей с высшей церковной иерархией страны, но и некоторое расхождение с системой ценностей православной культуры. Ведь согласно ей церковь и церковные священнослужители не могли претендовать на особую политическую роль, а должны были находиться под покровительством светской — императорской или великокняжеской — государственной власти. Положение новгородского архиепископа сближало его с верхами западноевропейской католической церкви, претендовавшими на свою долю политической власти и часто игравшими такую же роль в европейских городах. Для архиепископа был построен двор, подобный княжескому. Он был окружен крепостными стенами и башнями. У архиепископа было свое войско и множество слуг, объединенных в артели, так называемые дружины, в которые входили строители, иконописцы, переписчики книг и другие ремесленники. Боевой клич новгородского войска: «Постоим за Новгород и святую Софию» — отражал уникальное соединение идей демократии и православия. Велика была роль архиепископа как посредника из-за множества конфликтов, раздиравших новгородское общество. Ни один русский город не имел столь сложной, полной внутренних столкновений истории, как Новгород. Это было связано как с издержками республиканского строя, так и с противоречиями внутри местных общин, «концов» и «улиц», составлявших Новгород. Особенно важное значение имели «кончан-ские» организации боярства, созданные в пяти «концах» города — Неревском, Людином, Славенском и других. Эти ♦концы» были связаны с «пятинами», крупными регионами новгородской земли, где бояре каждого из «концов» имели свою собственность. Огромная территория и большое удаление «пятин» друг от друга определяли различные интересы каждой из организаций боярства, боровшихся за должность посадника и тысяцкого. Борьба «концов» и «улиц» часто выливалась в столкновения населения Софийской и Торговой сторон Новгорода, разделенных рекой Волхов. Обычным местом столкновений служил мост через Волхов, по преданию, проклятый сверженным идолом Перуна. Бояре использовали недовольство и восстания низов для борьбы со своими политическими соперниками. Попытки узурпировать власть со стороны князя, посадника или архиепископа обычно кончались их смещением. Часты были восстания бедных новгородцев против богатых. Внутренние противоречия расшатывали общественное устройство. Важнейшим фактором развития политического строя Новгорода в XIII—XIV вв. было установление на Руси монголо-татарского ига. Хотя Новгород не был разгромлен захватчиками, необходимость создания крепкого тыла в борьбе с ними и сопротивления агрессии с Запада заставила новгородцев отступить от принципа «вольности в князьях». В XIII в. Новгород был вынужден признать верховный суверенитет владимирского великого князя. Вместе с тем значение местного князя все более сводилось к роли военачальника. Нарушить эту тенденцию могло лишь появление в Новгороде такого государственного деятеля, как князь Александр Невский. Особый интерес представляют купеческие" корпорации Новгорода, «артели». Они делились в соответствии со специализацией купцов по районам торговли (купцы заморские, купцы низовские, т. е. поволжские) или по предметам торговли (суконники, рыбные, хлебные). Каждое такое товарищество приобретало покровительство какой-либо церкви и святого патрона. При вступлении в артель купец жертвовал в ее казну значительную сумму (в XII в. 30 гривен серебра) и несколько меньшую — на церковь святого-покровителя. После этого купец становился пожизненным и потомственным членом товарищества. Товары корпорации хранились обычно в церкви ее святого-покровителя. В церкви же хранились лари с книгами, в которые записывались торговые сделки. Новгород и Европа. В XIII—XIV вв. расширяются связи Новгорода и немецкого союза торговых городов Ганза, во главе которого стоял город Любек. Новгород стал членом Ганзы, однако полных прав не получил. В Новгороде были Немецкий двор и посольство Ганзы, защищавшее интересы всех иностранцев, которые, в сущности, заключались в поддержании высоких цен на европейские товары: соль, металлы, краски, сукна, вина. В ответ на это русские купцы стали создавать свои корпорации для установления цен на товары Новгорода: меха, сало, лен, коноплю, пеньку. Отношения строились, с одной стороны, на противостоянии немцев и русских, а с другой — на уважении взаимных прав. Так, например, немцы не разрешали своим ганзейцам давать ссуды русским или учиться их языку. Но русский или немецкий купец на чужой земле не мог быть арестован за финансовую несостоятельность. Немцев привлекала дешевизна товаров и честность новгородских купцов. Вместе с тем они стремились вытеснить новгородцев с Балтики, ликвидировать морскую торговлю Новгорода. До конца XV в., когда Новгород был подчинен Москвой, торговля между Новгородом и Ганзой основывалась на началах взаимности, уважения интересов друг друга. Контрастом этому стала политика Ивана III, конфисковавшего товары немецких купцов и прекратившего деятельность Немецкого двора. Новгородская республика имела менее благоприятные условия и более архаичные политические начала, чем европейские свободные города. Некоторые черты все же сближают их. Это: самоопределение города по отношению к князю; городской совет; внутригородские общины со своими органами управления. Однако социальная структура Новгорода была менее развитой. Большую роль в ней играло боярство. В то же время организации купцов и ремесленников были относительно слабыми и плохо представляли свои корпоративные и сословные интересы. Артели купцов и ремесленников представляли их перед лицом иностранцев, а не внутри страны. Поэтому политический строй Новгорода заметно отличался от западноевропейских городов. Это: архаичный характер веча; осуществление политической власти не купечеством и ремесленниками, а крупными землевладельцами, боярами; недостаточность четких правовых оснований деятельности Совета господ, неопределенность его состава; отсутствие юридически разработанного понятия городского гражданства и связанных с ним индивидуальных свобод. Устойчивость городской демократии на Западе покоилась на двух основаниях: широкой социальной базе и невозможности для центральной власти, боровшейся против своеволия феодалов, обойтись без помощи городов. В истории Новгорода этих факторов не было. С ростом власти боярства власть и народ все более противопоставлялись друг другу. К XV в. бояре фактически узурпировали права народного веча. Все вопросы жизни города решались на совещаниях боярства «концов» города. Иностранные дела, высший суд, жалование грамот на земли и воды, общественное строительство, выборы должностных лиц, распоряжение военными действиями — всем этим теперь заправляли триста «золотых поясов». Правда, в Новгороде и боярство занималось предпринимательством, в частности, в его руках находился ростовщический капитал. Но при этом сталкивались интересы бояр и купечества. Ситуация еще Date: 2015-07-23; view: 702; Нарушение авторских прав |