Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Росссийская цивилизация. более обострялась в связи с трудностями проникновения на Балтику и в Поволжье, где с XV в
более обострялась в связи с трудностями проникновения на Новгород и Москва. Это было особенно опасно для существования Новгорода в условиях, когда централизация страны осуществлялась Москвой под давлением внешнеполитической необходимости, без учета интересов различных областей и социальных групп, военной силой. Однако можно сказать, что сами новгородцы были отчасти виновны в появлении угрозы с юга. Стремясь ладить с «низовыми» князьями, новгородское купечество помогало тем из них, кто выигрывал в схватке за ярлык. Победа Москвы привязала Новгород к московским князьям. Парадоксально, но факт — новгородцы использовали подкуп татарских вельмож для того, чтобы великое княжение продолжали получать московские князья. Возвышение московских князей было бы затруднительно без богатств Новгорода, без его поддержки в борьбе с тверскими князьями. Однако результатом лояльности Новгорода к Москве было все большее ущемление его прав. С присоединением в конце XIV в. к Москве поволжских земель Новгород оказался в трудной ситуации: москвичи могли отрезать подвоз к городу жизненно необходимого хлеба, которого было недостаточно на севере Руси. Результатом этого в XV в. стали поиски союзника в Литве. Таким союзником мог стать Казимир Великий, который уже объединил многие русские земли и присвоил себе титул «господина Русской земли». Казимир, в отличие от московских князей, не отменял прежний порядок управления. Грамота Казимира провозглашала полную самостоятельность собственников земель, их власть над зависимыми крестьянами. Большие привилегии предоставлялись городам. В этих условиях ценность сохранения остатков демократии и самоуправления взяла верх над ценностью национальной независимости. Возглавила борьбу с Москвой Марфа Борецкая, жена бывшего посадника. Ей удалось объединить боярство, купцов, рядовых новгородцев. Новгородское вече отказало великому князю в праве собственности на новгородской земле и в дани. Новгородцы поклялись в верности городу. Началось преследование наместников и дворян великого князя, живших в городе. Новгородцы защищали исконные свободы Новгорода, принцип самоуправления, вольность его жителей. Иван III, называвший Новгород «отчиной великого князя», обвинил его в национальной измене. Этот конфликт был разрешен военным путем. Необученное новгородское войско в битве при Шелони в 1471 г. бежало пе- ред привычным к войне московским войском, в которое входили и татары. Перед лицом угрозы голода и военного разгрома город был сдан. Хотя условия мира были довольно милостивыми, основы независимости Новгорода оказались подорваны. Иван III сумел захватить двинскую землю и тем самым отрезал Новгород от богатств Урала и Зауралья. Усилилась зависимость новгородского архиепископа от московского митрополита. Однако новгородцы отказались согласиться на требования великого князя, желавшего, чтобы его наместник мог жить в центре города и вести суд независимо от воли граждан. В ответ Иван III в 1478 г. вновь захватил Новгород, заставив новгородцев принять присягу, по которой они становились подданными великого князя. Вольности города были уничтожены. Преследования мятежных новгородцев продолжались еще десятки лет, пока большая часть населения города не была выселена в другие земли, прежде всего в Поволжье, а в 1570 г. перебита опричниками Ивана Грозного. Особенности культуры Новгорода. Республиканский строй Новгорода нашел отражение в памятниках литературы и искусства. В отличие от других летописей новгородская летопись начиналась не с «Повести временных лет», а с антикняжеского «Киево-Печерского свода», упрекавшего князей в алчности, в разорении населения налогами и поборами. Вместо рассказа о стычках князей летописец подробно описывал местные события, непосредственно затрагивавшие благосостояние населения: цены на хлеб, пожары, стихийные бедствия, общественные беспорядки. В центре летописания становилось не государство, а общество. Идеалом летописца являлся общественный порядок, часто нарушавшийся в Новгороде раздорами* Летописец с осуждением относился к «пьянчливым и драчливым» людям, рассматривая усобицы как козни дьявола. Как в начале периода государственной раздробленности сформировалось представление о ценности единства Русской земли, так в Новгороде в XIII—XIV вв. перед лицом монголо-татарской и немецкой угрозы, натиска на вольности города великих князей формируется осознание ценности единства новгородской республики, ее свобод, интересов Новгорода, сквозь призму которых в летописях подается вся история Руси и соседних земель. Демократичность жизни Новгорода нашла свое отражение в искусстве и верованиях. Вместо огромных церквей в центре города общины Новгорода возводили свои местные «кончан-ские» и «уличанские» храмы, приглашая для их строительства и росписи талантливых архитекторов и живописцев. В XIV в. в Новгороде ярко проявились тенденции Предвоз-рождения в искусстве. Церкви Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата на Торговой стороне, Спаса Преображения на Ильине улице и другие относятся к величайшим памятникам русской и мировой культуры. Сближает Новгород с европейскими городами и распространение в нем ересей «стривольников» и «жидовствующих» в XIV и XV вв. В них проявлялись гуманистические тенденции, свойственные городской культуре. Верховная власть рассматривалась как служба во имя интересов народа. Делался упор на обязанности правителя перед своими подданными. Ставилась цель улучшения земной, а не загробной жизни, вера в существование которой подвергалась рациональной критике. Новгородский вариант российской цивилизации был уничтожен. Однако культурные традиции, заложенные Новгородом и Псковом, остались жить в культуре и быту северной России. Для населяющих ее русских характерны предприимчивость и расчетливость, проявление индивидуализма. Эти качества проявились в ходе освоения русскими Сибири, в котором приняли участие многие новгородцы. В этих областях гораздо яснее представление населения о своих имущественных правах, и в целом правосознание, почти отсутствующее в Центральной России. Особенно важно подчеркнуть полноправность женщин Севера России. Это привело к тому, что и предприимчивость среди женщин была развита почти в той же мере, что и среди мужчин. Они возглавляли торговые и промысловые артели, в случае смерти мужа представляли свои семьи на вече, решали государственные дела. Это также отразилось в ценностных ориентациях населения Севера и Сибири. Повторим пройденное: 1. Какими правами обладало свободное население Новгорода? 2. Как ограничивалась власть князя в Новгороде? 3. Какова была роль новгородского архиепископа? Подумайте и ответьте: 1. Чем отличалось новгородское вече от городских советов средневековых западноевропейских городов? 2. Почему в городском совете можно было добиться компромисса между интересами представителей различных общественных групп, а на вече — нет? 3. В чем смысл ценностей демократии и порядка? Как они дополняют друг друга? 4. Почему вечевая республика не могла обходиться без власти бояр и князей? Какое ценностное начало они представляли? 5. Могло ли вече взять всю полноту власти в Новгороде в свои руки? Каковы были бы последствия этого? 6. Какое государство более прочно: демократическое или деспотическое? Или какое-то еще? Date: 2015-07-23; view: 616; Нарушение авторских прав |