Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цивилизационная альтернатива —3. «Вызов» Востока и «вызов» Запада. Вспомните:чем отличалось историческое развитие стран Востока и Запада в средние века?
Вспомните: чем отличалось историческое развитие стран Востока и Запада в средние века? Какие страны завоевали в XIII в. монголы? Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были приспосабливаться и которую они пытались преобразовать в своих интересах. Торговцы и ремесленники, живущие у моря на пересечении торговых путей, и рыболовы и охотники, обитающие в лесах, будут иметь различную историю, различные перспективы развития, как это было с древними греками и североамериканскими индейцами. Для России, расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую сторону она повернется лицом — на Восток или на Запад. Киевская Русь сумела сохранить нейтральное положение между ними, но новая политическая обстановка XIII в., нашествие монголов и крестовый поход европейских рыцарей на Русь, поставившие под вопрос дальнейшее существование русского народа и его культуры, заставляли сделать определенный выбор. От этого выбора зависела судьба страны на многие столетия. Вызов Востока. В 1206 г. на курултае монгольской знати у реки Онон глава одного из объединенных племен — Тему-чин — был провозглашен всемонгольским ханом под именем Чингисхан (Великий хан). Он образовал огромное государство, включавшее Китай, Среднюю Азию, Персию и простиравшееся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря. Все население державы Чингисхана делилось на тьмы (10 000), тысячи, сотни и десятки, возглавлявшиеся племенной знатью. Целью державы Чингисхана стали грабеж и порабощение соседних народов. Особенно привлекательными были важнейшие торговые пути, обладание которыми могло принести большие доходы. В 1223 г. монголы впервые появились в причерноморских степях и разгромили объединенное войско русских и половцев у реки Калки. В 1227 г. Чингисхан умер, разделив перед смертью свои огромные владения между сыновьями. Верховная власть была предоставлена старшему сыну, Удэгэю, правившему в Каракоруме. Сын Чингисхана Джучи умер еще при жизни отца, и предназначенный ему улус (владения) был передан его сыну Батыю (Бату); это была земля на запад от Урала, которую еще предстояло завоевать. В 1236 г. Батый с монголо-татарской ордой разгромил Булгарское царство, подчинил половцев и алан (осетин) на Северном Кавказе, а также захватил земли мордвы. Зимой 1237 г. он подошел к пределам Рязанского княжества. Рязанские князья обратились за помощью во Владимир и Чернигов, но там не понимали опасности монголо-татарского нашествия. Ведь в последние десятилетия перед этим степняки перестали угрожать внутренним районам Руси. На помощь никто не пришел. Один за другим были разгромлены города Рязань, Пронск и другие. Жители рязанской земли защищались героически, но их сопротивление было сломлено. Все русские земли оказывали завоевателям отчаянное сопротивление поодиночке, но поодиночке и гибли. Ожесточенное сражение развернулось под Коломной, упорно защищалась Москва под руководством воеводы Федора Нянки. Город был взят, сожжен, жители его истреблены «от старца до сущего младенца», были уничтожены и разграблены все села и монастыри близ Москвы. Такая участь постигла все остальные города владимиро-суздальской земли. В течение двух лет Батый покорил всю северо-восточную Русь. В 1239—1240 гг. были завоеваны юго-западные русские земли, взят и разорен Чернигов, Переяслав-Южный, Глухов, а в декабре 1240 г. столица Руси — Киев. Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская земля стала улусом татарского хана. Важно отметить, что власть татарского «царя», как его называют русские летописи, не отменяла и не заменяла власти русских князей. Русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих владетельных прав. В 1243 г. Батый вызвал к себе в Сарай (столицу Золотой Орды) владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича и утвердил его великим князем всей земли Русской, в том числе и Киевской земли. К 1244 г. все русские князья, побывав в Сарае, получили от Батыя ханские ярлыки (грамоты) на княжение. По требованию Орды князья должны были участвовать в ее походах, население княжеств облагалось данью. Таким образом, Орда не установила своего управления на Руси, не посягала на русскую систему власти и управления. Князья на Руси стали как бы вассалами ханов Орды. Власть русских князей над населением их земель не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на огромную военную мощь татарского «царя». Особые отношения сложились у татарских ханов с православной церковью. Как и большинство язычников, они чтили местных богов и покровительствовали жрецам, считая, что это умилостивит чужих богов и привлечет их на сторону мон- таемого мира. Но императорский двор внимательно следил за развитием событий на Руси. Крестными отцами и матерями русских князей были византийские императоры и императрицы. При крещении княгиня Ольга получила христианское имя Елена — от своей крестной матери, императрицы Елены. Князь Владимир Святославович получил христианское имя Василий — от своего крестного отца императора Василия И. Это был символический жест «передачи власти», которого западные короли добивались от византийского императора. Вместе с православием Русь получила в наследство от византийской культуры несколько десятков переводных слов, составивших тем не менее основную часть понятий философии и богословия. В русской культуре очень рано, еще в XI в., появилось осознание богоизбранности, как бы уравнивавшее с византийцами, претендовавшими на политическое господство в Восточной Европе. В «Повести временных лет», первой русской летописи, указание на богоизбранность Руси повторяется троекратно и связывается с легендой о путешествии апостола Андрея, проповедовавшего в Причерноморье, в Киев и Новгород. В 1072 г. появились первые русские национальные святые — князья Борис и Глеб. Древняя Русь быстро приобрела то единство языка, власти и веры, которое потом позволило ей восстанавливать свое единство после распада государства, а также сохранять его в ходе колонизации земель. Фактически к концу XII в., ко времени появления «Слова о полку Игореве», национальное самосознание сформировалось, несмотря на феодальную раздробленность и предпочтение политических интересов интересам национальным. Не менее активным и длительным был славяно-тюркский диалог. Первые русские князья часто именовали себя по образцу степных владык каганами. Впоследствии многие из степных племен, такие, как берендеи, ковуи, черные клобуки, заключали союз с русскими князьями, подолгу жили на территории Руси, получали право участвовать в выборах киевского князя. С XI—XII вв. особенно учащаются браки князей с дочерьми половецких ханов, что служило прочным основанием для военного союза. Результатом этого были широкие культурные взаимовлияния. Так, родовой принцип наследования княжеской власти был, очевидно, заимствован русскими у печенегов. Он вообще свойствен не оседлым, а кочевым народам Центральной Азии и Северной Африки. Словари языков восточно-славянских и тюркских народов помогают нарисовать широкую картину обмена идеями и знаниями, продолжавшегося между ними в течение веков. Историю Древней, Киевской Руси отличает от истории Московской Руси ее большая подвижность, свобода. Подчас историкам казалось, что Древняя Русь домонгольского периода резко выделяется на общем фоне истории России, составляет, как бы сейчас сказали, цивилизационный вариант ее истории. В определенной степени это верно. Древняя Русь в IX—XII вв. являлась периферией европейского мира и, отставая от него по уровню развития, в целом сохраняла возможности воссоединения с ним. Однако для этого требовались условия, которых Древняя Русь не имела. Диалогический характер древнерусской культуры был, вопреки мнению И. В. Киреевского, неустойчивым. Отчасти он был связан с синкретичностью, архаической нерасчлененностью представлений. Ход времени не всегда способствовал развитию диалога. Подчас цельность культуры приобреталась за счет ее гибкости и способности к прогрессивному развитию. Повторим пройденное: 1. Какие разнородные органы власти имелись в Древней Руси? 2. Какие нормы жизни племенного общества и государства нашли отражение в «Русской правде»? 3. В каких древних книгах мы находим идею о богоизбранности русских? Подумайте и ответьте: 1. В чем проявилось наличие в Древней Руси двух центров политической власти? Какие ценности отражало их противостояние? 2. Как взаимодействовали в Древней Руси государство и церковь? Какая из этих сил постепенно становилась преобладающей и почему? 3. Как сочетались в культуре Древней Руси христианство и языческие верования? 4. Как в Древней Руси переплетались формы сословного и родоплеменного права? 5. Какие факторы определяли процесс становления национального самосознания в Древней Руси? Date: 2015-07-23; view: 583; Нарушение авторских прав |