Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цивилизационная альтернатива —3. «Вызов» Востока и «вызов» Запада. Вспомните:чем отличалось историческое развитие стран Востока и Запада в средние века?





Вспомните: чем отличалось историческое развитие стран Востока и Запада в средние века? Какие страны завоевали в XIII в. монголы?

Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были при­спосабливаться и которую они пытались преобразовать в сво­их интересах. Торговцы и ремесленники, живущие у моря на пересечении торговых путей, и рыболовы и охотники, обитаю­щие в лесах, будут иметь различную историю, различные пер­спективы развития, как это было с древними греками и севе­роамериканскими индейцами. Для России, расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую сторо­ну она повернется лицом — на Восток или на Запад. Киевская Русь сумела сохранить нейтральное положение между ними, но новая политическая обстановка XIII в., нашествие монго­лов и крестовый поход европейских рыцарей на Русь, поста­вившие под вопрос дальнейшее существование русского наро­да и его культуры, заставляли сделать определенный выбор. От этого выбора зависела судьба страны на многие столетия.

Вызов Востока. В 1206 г. на курултае монгольской знати у реки Онон глава одного из объединенных племен — Тему-чин — был провозглашен всемонгольским ханом под именем Чингисхан (Великий хан). Он образовал огромное государ­ство, включавшее Китай, Среднюю Азию, Персию и прости­равшееся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря. Все население державы Чингисхана делилось на тьмы (10 000), тысячи, сотни и десятки, возглавлявшиеся племен­ной знатью. Целью державы Чингисхана стали грабеж и пора­бощение соседних народов. Особенно привлекательными были важнейшие торговые пути, обладание которыми могло принес­ти большие доходы.

В 1223 г. монголы впервые появились в причерноморских степях и разгромили объединенное войско русских и половцев у реки Калки.

В 1227 г. Чингисхан умер, разделив перед смертью свои огромные владения между сыновьями. Верховная власть была предоставлена старшему сыну, Удэгэю, правившему в Кара­коруме. Сын Чингисхана Джучи умер еще при жизни отца, и предназначенный ему улус (владения) был передан его сыну


Батыю (Бату); это была земля на запад от Урала, которую еще предстояло завоевать. В 1236 г. Батый с монголо-татар­ской ордой разгромил Булгарское царство, подчинил полов­цев и алан (осетин) на Северном Кавказе, а также захватил земли мордвы. Зимой 1237 г. он подошел к пределам Рязан­ского княжества. Рязанские князья обратились за помощью во Владимир и Чернигов, но там не понимали опасности мон­голо-татарского нашествия. Ведь в последние десятилетия пе­ред этим степняки перестали угрожать внутренним районам Руси. На помощь никто не пришел. Один за другим были раз­громлены города Рязань, Пронск и другие. Жители рязанской земли защищались героически, но их сопротивление было сломлено.

Все русские земли оказывали завоевателям отчаянное со­противление поодиночке, но поодиночке и гибли. Ожесточен­ное сражение развернулось под Коломной, упорно защища­лась Москва под руководством воеводы Федора Нянки. Город был взят, сожжен, жители его истреблены «от старца до суще­го младенца», были уничтожены и разграблены все села и мо­настыри близ Москвы. Такая участь постигла все остальные города владимиро-суздальской земли. В течение двух лет Ба­тый покорил всю северо-восточную Русь. В 1239—1240 гг. бы­ли завоеваны юго-западные русские земли, взят и разорен Чернигов, Переяслав-Южный, Глухов, а в декабре 1240 г. сто­лица Руси — Киев.

Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская зем­ля стала улусом татарского хана. Важно отметить, что власть татарского «царя», как его называют русские летописи, не от­меняла и не заменяла власти русских князей. Русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих владетельных прав. В 1243 г. Батый вызвал к себе в Сарай (столицу Золотой Орды) владимирского великого князя Ярослава Всеволодови­ча и утвердил его великим князем всей земли Русской, в том числе и Киевской земли. К 1244 г. все русские князья, побы­вав в Сарае, получили от Батыя ханские ярлыки (грамоты) на княжение. По требованию Орды князья должны были участ­вовать в ее походах, население княжеств облагалось данью. Таким образом, Орда не установила своего управления на Ру­си, не посягала на русскую систему власти и управления. Князья на Руси стали как бы вассалами ханов Орды. Власть русских князей над населением их земель не только сохрани­лась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на огромную военную мощь татарского «царя».

Особые отношения сложились у татарских ханов с право­славной церковью. Как и большинство язычников, они чтили местных богов и покровительствовали жрецам, считая, что это умилостивит чужих богов и привлечет их на сторону мон-


таемого мира. Но императорский двор внимательно следил за развитием событий на Руси. Крестными отцами и матерями русских князей были византийские императоры и императри­цы. При крещении княгиня Ольга получила христианское имя Елена — от своей крестной матери, императрицы Елены. Князь Владимир Святославович получил христианское имя Василий — от своего крестного отца императора Василия И. Это был символический жест «передачи власти», которого за­падные короли добивались от византийского императора. Вместе с православием Русь получила в наследство от визан­тийской культуры несколько десятков переводных слов, со­ставивших тем не менее основную часть понятий философии и богословия.

В русской культуре очень рано, еще в XI в., появилось осознание богоизбранности, как бы уравнивавшее с византий­цами, претендовавшими на политическое господство в Восточ­ной Европе. В «Повести временных лет», первой русской лето­писи, указание на богоизбранность Руси повторяется трое­кратно и связывается с легендой о путешествии апостола Анд­рея, проповедовавшего в Причерноморье, в Киев и Новгород. В 1072 г. появились первые русские национальные святые — князья Борис и Глеб. Древняя Русь быстро приобрела то един­ство языка, власти и веры, которое потом позволило ей вос­станавливать свое единство после распада государства, а так­же сохранять его в ходе колонизации земель. Фактически к концу XII в., ко времени появления «Слова о полку Игореве», национальное самосознание сформировалось, несмотря на фе­одальную раздробленность и предпочтение политических ин­тересов интересам национальным.

Не менее активным и длительным был славяно-тюркский диалог. Первые русские князья часто именовали себя по об­разцу степных владык каганами. Впоследствии многие из степных племен, такие, как берендеи, ковуи, черные клобуки, заключали союз с русскими князьями, подолгу жили на тер­ритории Руси, получали право участвовать в выборах киев­ского князя. С XI—XII вв. особенно учащаются браки князей с дочерьми половецких ханов, что служило прочным основа­нием для военного союза. Результатом этого были широкие культурные взаимовлияния. Так, родовой принцип наследо­вания княжеской власти был, очевидно, заимствован русски­ми у печенегов. Он вообще свойствен не оседлым, а кочевым народам Центральной Азии и Северной Африки. Словари языков восточно-славянских и тюркских народов помогают на­рисовать широкую картину обмена идеями и знаниями, про­должавшегося между ними в течение веков.

Историю Древней, Киевской Руси отличает от истории Мо­сковской Руси ее большая подвижность, свобода. Подчас ис­торикам казалось, что Древняя Русь домонгольского периода


резко выделяется на общем фоне истории России, составляет, как бы сейчас сказали, цивилизационный вариант ее истории. В определенной степени это верно. Древняя Русь в IX—XII вв. являлась периферией европейского мира и, отставая от него по уровню развития, в целом сохраняла возможности воссо­единения с ним. Однако для этого требовались условия, кото­рых Древняя Русь не имела.

Диалогический характер древнерусской культуры был, во­преки мнению И. В. Киреевского, неустойчивым. Отчасти он был связан с синкретичностью, архаической нерасчлененно­стью представлений. Ход времени не всегда способствовал развитию диалога. Подчас цельность культуры приобреталась за счет ее гибкости и способности к прогрессивному развитию.

Повторим пройденное: 1. Какие разнородные органы власти име­лись в Древней Руси? 2. Какие нормы жизни племенного общества и го­сударства нашли отражение в «Русской правде»? 3. В каких древних кни­гах мы находим идею о богоизбранности русских?

Подумайте и ответьте: 1. В чем проявилось наличие в Древней Руси двух центров политической власти? Какие ценности отражало их проти­востояние? 2. Как взаимодействовали в Древней Руси государство и церковь? Какая из этих сил постепенно становилась преобладающей и почему? 3. Как сочетались в культуре Древней Руси христианство и язы­ческие верования? 4. Как в Древней Руси переплетались формы сослов­ного и родоплеменного права? 5. Какие факторы определяли процесс становления национального самосознания в Древней Руси?

Date: 2015-07-23; view: 552; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию