Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цивилизационная альтернатива —3. «Вызов» Востока и «вызов» Запада
Вспомните: чем отличалось историческое развитие стран Востока и Запада в средние века? Какие страны завоевали в XIII в. монголы? Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были приспосабливаться и которую они пытались преобразовать в своих интересах. Торговцы и ремесленники, живущие у моря на пересечении торговых путей, и рыболовы и охотники, обитающие в лесах, будут иметь различную историю, различные перспективы развития, как это было с древними греками и североамериканскими индейцами. Для России, расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую сторону она повернется лицом — на Восток или на Запад. Киевская Русь сумела сохранить нейтральное положение между ними, но новая политическая обстановка XIII в., нашествие монголов и крестовый поход европейских рыцарей на Русь, поставившие под вопрос дальнейшее существование русского народа и его культуры, заставляли сделать определенный выбор. От этого выбора зависела судьба страны на многие столетия. Вызов Востока. В 1206 г. на курултае монгольской знати у реки Онон глава одного из объединенных племен — Тему-чин — был провозглашен всемонгольским ханом под именем Чингисхан (Великий хан). Он образовал огромное государство, включавшее Китай, Среднюю Азию, Персию и простиравшееся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря. Все население державы Чингисхана делилось на тьмы (10 000), тысячи, сотни и десятки, возглавлявшиеся племенной знатью. Целью державы Чингисхана стали грабеж и порабощение соседних народов. Особенно привлекательными были важнейшие торговые пути, обладание которыми могло принести большие доходы. В 1223 г. монголы впервые появились в причерноморских степях и разгромили объединенное войско русских и половцев у реки Калки. В 1227 г. Чингисхан умер, разделив перед смертью свои огромные владения между сыновьями. Верховная власть была предоставлена старшему сыну, Удэгэю, правившему в Каракоруме. Сын Чингисхана Джучи умер еще при жизни отца, и предназначенный ему улус (владения) был передан его сыну Батыю (Бату); это была земля на запад от Урала, которую еще предстояло завоевать. В 1236 г. Батый с монголо-татарской ордой разгромил Булгарское царство, подчинил половцев и алан (осетин) на Северном Кавказе, а также захватил земли мордвы. Зимой 1237 г. он подошел к пределам Рязанского княжества. Рязанские князья обратились за помощью во Владимир и Чернигов, но там не понимали опасности монголо-татарского нашествия. Ведь в последние десятилетия перед этим степняки перестали угрожать внутренним районам Руси. На помощь никто не пришел. Один за другим были разгромлены города Рязань, Пронск и другие. Жители рязанской земли защищались героически, но их сопротивление было сломлено. Все русские земли оказывали завоевателям отчаянное сопротивление поодиночке, но поодиночке и гибли. Ожесточенное сражение развернулось под Коломной, упорно защищалась Москва под руководством воеводы Федора Нянки. Город был взят, сожжен, жители его истреблены «от старца до сущего младенца», были уничтожены и разграблены все села и монастыри близ Москвы. Такая участь постигла все остальные города владимиро-суздальской земли. В течение двух лет Батый покорил всю северо-восточную Русь. В 1239—1240 гг. были завоеваны юго-западные русские земли, взят и разорен Чернигов, Переяслав-Южный, Глухов, а в декабре 1240 г. столица Руси — Киев. Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская земля стала улусом татарского хана. Важно отметить, что власть татарского «царя», как его называют русские летописи, не отменяла и не заменяла власти русских князей. Русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих владетельных прав. В 1243 г. Батый вызвал к себе в Сарай (столицу Золотой Орды) владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича и утвердил его великим князем всей земли Русской, в том числе и Киевской земли. К 1244 г. все русские князья, побывав в Сарае, получили от Батыя ханские ярлыки (грамоты) на княжение. По требованию Орды князья должны были участвовать в ее походах, население княжеств облагалось данью. Таким образом, Орда не установила своего управления на Руси, не посягала на русскую систему власти и управления. Князья на Руси стали как бы вассалами ханов Орды. Власть русских князей над населением их земель не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на огромную военную мощь татарского «царя». Особые отношения сложились у татарских ханов с православной церковью. Как и большинство язычников, они чтили местных богов и покровительствовали жрецам, считая, что это умилостивит чужих богов и привлечет их на сторону мон- голо-татар. В результате русские митрополиты получали от ханов ярлыки, которыми обеспечивалась личная неприкосновенность и привилегии духовенства, а также охрана имущества церкви. Веротерпимость монголо-татар распространялась столь далеко, что православная церковь смогла учредить епископскую кафедру в столице Орды Сарае. Единственным требованием монголо-татар к православной церкви были молитвы за здоровье великого хана. За это они способствовали увеличению имущества и доходов церкви, пожертвований в казну митрополита. Вызов Запада. В 1240 г., в момент, когда восточная и средняя Русь подверглась опустошительному монголо-татарскому нашествию, северный сосед Великого Новгорода, шведы, вместе с подчиненными им финскими племенами напали на новгородскую землю. Русь оказалась зажатой между двумя агрессивными силами: с востока ей угрожала империя Чингисхана, а с запада — Священная Римская империя германских императоров Гогенштауфенов. Организатором и вдохновителем «натиска на восток» явилась католическая церковь, призывавшая к крестовому походу немецких, шведских и датских феодалов. Основной целью этого похода на Русь было отрезать ее от торговых путей, захватить Неву, выход к Балтийскому морю и подчинить всю новгородскую землю. Крестоносцы овладели пограничной крепостью Изборск, а затем и Псковом. Однако в сражении на реке Неве в 1240 г. новгородский князь Александр Ярославич разбил шведов, а через два года, весной 1242 г., в знаменитой битве на Чудском озере его войско разгромило и ливонских (датских и немецких) рыцарей. Вторжение с Запада на Русскую землю было отражено. В этих условиях перед Русью в крайне острой форме встал вопрос: на кого опереться в борьбе за выживание, на католическую Европу в войне против татар или на татар в борьбе против крестового похода Европы? Решение этого вопроса не было предрешено. Католической церкви было необходимо лишь обращение Руси в католическую веру или, по крайней мере, признание верховной власти папы римского, уния (союз) православной и католической церкви. За это Руси была обещана военная помощь против монголо-татар. В ответ на согласие на унию папа римский провозгласил галицко-волын-ского князя Даниила Романовича «королем всей России». При помощи владимирского князя и европейских рыцарей князь Даниил в 1252 и 1254 гг. отразил нападение на галиц-кую землю 60-тысячной армии Батыя. Но большая помощь из Европы не пришла, и галицкая земля была покорена монголо-татарами. Кроме того, в отличие от монголо-татар, не вмешивавшихся во внутреннюю жизнь страны и дела церкви, европейские феодалы строили на завоеванных русских землях свои замки, костелы, обращали население в католичество, заставляли крестьян работать в своих имениях. Они угрожали власти русских князей и авторитету православной церкви. Поэтому выбор был сделан не в пользу католической Европы, а в пользу монголо-татар, которые были мощной военной силой. Союз с ними означал прочный тыл для борьбы с западноевропейской агрессией. Когда в 1269 г. ливонские рыцари вновь пришли походом на новгородскую землю, русским князьям было достаточно привести с собой союзное монголо-татарское войско, чтобы немцы ушли, даже не начав сражения. Но эта помощь дорого стоила Руси. В 1257—1259 гг. мон-голо-татары провели перепись русского населения и обложили его данью в пользу хана. Сбор налога с русского населения был поручен татарским чиновникам, баскакам. Размер дани был очень велик. Кроме обычной дани и налога с каждой сохи (хараджа), собирались торговые и гостевые пошлины, чрезвычайные сборы. Все это разоряло крестьян, и особенно городское население, ремесленников и торговцев. Особое негодование русских вызывал увод наиболее талантливых ремесленников в Орду для работы на хана, а также увод в Орду русских женщин. В ответ на это уже в 1257 г. в Новгороде и Пскове начались народные волнения, которые продолжались около года. Вольным новгородцам была невыносима мысль, что они будут данниками хана. Многие баскаки были убиты, а вместе с ними и новгородский посадник — ставленник Александра Невского. В 1262 г. народные восстания поднялись «по всем градом русским»: в Ростове, Суздале, Ярославле, во Владимире и других. «И побита татар везде, не терпяще насилие от них». В этих условиях перед великокняжеской властью встала альтернатива: либо монголо-татарское войско вновь, как недавно, разорит Русь, либо подавление восстаний должны взять на себя сами русские князья. Политическая мудрость Александра Невского, ставшего к этому времени великим князем (1252—1263), заставила его взять подавление восстания на себя. При помощи монголо-татарского войска восставшие были разгромлены. Подавление восстаний впервые сопровождалось азиатской жестокостью: сечением кнутом, отрезанием носов и т. п. Сильный удар был нанесен по городским вечам, являвшимся инициаторами восстаний. Они были запрещены. Но новый разгром городов удалось предотвратить. Новгород был сохранен как центр традиций русского ремесла и русской культуры. В итоге сбор дани был отдан на откуп восточным купцам. Баскаки с 60— 80-х гг. XIII в. перестают приходить на Русскую землю. А уже в первой половине XIV в. сбор дани был поручен самим русским князьям. В результате власть князей еще более окрепла. Сохраняя для своих нужд часть собранной дани, великие князья обогащались, становясь крупнейшими собственниками на Руси. В долгосрочном плане союз с монголо-тата-рами способствовал собиранию сил русских для борьбы за национальную независимость, за создание единого государства. Политические и культурные последствия монголо-татарского ига. Однако последствия монголо-татарского ига для русской культуры и истории были очень тяжелыми. Особый ущерб от монголо-татарского нашествия понесли города, которые в это время в Европе богатели и освобождались из-под власти феодалов. В русских же городах на век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения, и в особенности количество квалифицированных ремесленников. Исчез ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелирном деле: производство перегородчатой эмали, стеклянных бус, зерни, черни, скани. Был уничтожен оплот городской демократии — веча. Были нарушены торговые связи с Западной Европой, русская торговля повернулась лицом на восток. Замедлилось развитие сельского хозяйства. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы оставались главной силой в собственных хозяйствах князей и бояр вплоть до начала XVI в. Застойным было состояние земледелия и форм собственности. В Западной Европе все большую роль играет частная собственность. Ее защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть-собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. Если в Киевской Руси власть-собственность лишь приобретала восточные черты, то в период монголо-татарского ига она окончательно оформилась как власть-собственность хана, а затем и великого князя «/to монгольскому праву*, с обязательным утверждением купли-продажи земли и возможностью власти расторгать неугодные сделки. С этого времени государство утверждается как верховный собственник всего богатства страны, рядовое население и знать получают его части во владение лишь по праву «пожалования». Промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. При посредстве монголо-татар русские усваивают ценности политической культуры Китая и арабского мира. Если правящие классы Запада в X—XIII вв. в результате крестовых походов знакомились с культурой Востока как победители, то Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала сильное влияние Востока в условиях деморализации и кризиса традиционных ценностей. В Орде русские князья усваивали новые неизвестные на Руси формы политического общения («бить челом», т. е. лбом). Понятие абсолютной, деспотической власти, с которым русские были знакомы до сих пор лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере власти ордынского хана. Ослабление городов создавало возможность для князей самим претендовать на такую же власть и подобное выражение чувств подданных. Под влиянием специфически азиатских правовых норм и способов наказания у русских размывалось традиционное, ро-доплеменное представление о карающей власти общества («поток и разграбление», «кровная месть») и ограниченности княжеского права наказывать людей (предпочтение «виры», штрафа). Карающей силой стало не общество, а государство в лице палача. Именно в это время Русь узнала «китайские казни» — кнут («торговую казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с X в., временем Владимира Святославовича. В условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей. Обязанности по отношению к монголо-татарам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной моралью Запада, где обязанности были следствием определенных прав, предоставленных человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность права. Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства. В это же время происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщины, рыцарский обычай поклоняться Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту. Вместе с тем русский народ остро чувствовал несправедливость всего происходящего. Агрессия с Запада и Востока заставляла во всем винить иностранцев, «нехристей», особенно степняков—«поганых». У русских в условиях ордынского ига и неприязненного отношения католических стран Запада развивалась национальная ограниченность, ощущение только себя истинным христианским, православным народом. Церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом. Поэтому единство основывалось на осознании принадлежности к единой вере, идее богоизбранности русских. Зависимость от монголо-татар, широкие торговые и политические связи с Золотой Ордой и другими восточными дворами приводили к бракам русских князей с татарскими «царевнами», стремлению подражать обычаям ханского двора. Все это порождало заимствование восточных обычаев, распространявшихся от верхов общества до низов. Большую роль в этом играли и восточные купцы, все чаще приезжавшие на Русь по Волге. Постепенно русские земли не только в политическом, но до определенной степени и в культурном отношении становились периферией Великой Степи. По крайней мере у европейцев, вновь познакомившихся с бытом Руси в XV— XVIII вв., было много оснований именовать эту землю «Татарией». Из-за разницы в темпе и направлении общественного развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в X— XII вв. сходные формы, к XIV—XV вв. возникли качественные различия. Вместе с тем в этот период закладывались условия для развития диалога русской и восточных, мусульманских культур (в частности, татарской). Начался синтез элементов этих двух культурных миров, ставший основой создания многонационального государства. Выбор Востока в качестве объекта взаимодействия для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам государства, общества, культуры в XIII—XV вв., но и в направлении экспансии централизованного Русского государства в XVI—XVII вв. Даже в XVIII в., когда главным стало взаимодействие России и Европы, европейцы отмечали склонность России давать восточные «ответы» на «вопросы» Запада, что сказалось в усилении самодержавия и крепостничества как основ европеизации страны. Повторим пройденное: 1. Какие важнейшие сражения в истории Руси первой половины XIII в. вы знаете? Каковы были их политические последствия? 2. Какие новые обычаи ввели при русских княжеских дворах монголо-татары? 3. Почему русские князья помогли монголо-татарам подавить восстание против баскаков? Подумайте и ответьте: 1. Почему для развития цивилизации важен выбор сферы политического и культурного диалога (сферы приспособления) и сферы духовного и политического неприятия? Как это проявилось в истории Руси? 2. Каковы основные этапы монголо-татарских завоеваний на Руси? 3. Каковы были отношения монголо-татарских завоевателей с русскими князьями и церковью? 4. Каковы были отношения Руси и Западной Европы в середине XIII в.? Чем политика шведско-немецких феодалов на завоеванных землях славян отличалась от политики монголо-татар? 5. Как проявились в политической, экономической и культурной жизни нашей страны последствия татарского ига и переориентации Руси на Восток? Date: 2015-07-23; view: 3342; Нарушение авторских прав |