Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. В. Киреевский. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России





(Извлечение)

Начала просвещения русского совершенно отличны от тех элемен­тов, из которых составилось просвещение народов европейских... Влия­ние... уцелевших от разрушения остатков старой римской образованно­сти на новорождающуюся образованность Запада было всеобъемлю-


ще... Отличительный склад римского ума заключался в том именно,
что в нем наружная рассудочность брала перевес над внутреннею сущ­
ностью вещей... Тот же характер видим мы в самых знаменитых законах
римских, где стройность внешней формальности доведена до изумитель­
ного логического совершенства при изумительном же отсутствии внут­
ренней справедливости. То же наружное сцепление мыслей за счет
внутренней живой полноты смысла представляет нам и религия римская,
за внешними обрядами почти забывшая их таинственное значение...
Отсюда... на Востоке и Западе происходит различие и в самом бого-
словско-философском способе мышления. Ибо, стремясь к истине умо­
зрения, восточные мыслители заботятся прежде всего о правильности
состояния мыслящего духа; западные — более о внешней связи поня­
тий... Бесчувственный холод рассуждения и крайнее увлечение сердеч­
ных движений почитают они равно законными состояниями человека...
(вопреки) стремлению восточных созерцателей сохранять безмятеж­
ность внутренней цельности духа... Западный человек искал развитием
внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский
человек стремился внутренним возвышением над внешними потреб­
ностями избегнуть тяжести внешних нужд... Русский человек больше
золотой парчи придворного уважал лохмотья юродивого. Роскошь про­
никала в Россию, но как зараза от соседей. В ней извинялись; ей под­
давались как пороку, всегда чувствуя его незаконность, не только религи­
озную, но и нравственную и общественную... Если роскошь жизни еще
могла... проникнуть в Россию, то искусственный комфорт со своею ху­
дожественною изнеженностью... никогда не получил бы в ней право
гражданства — как прямое и яркое противоречие ее господствующему
духу... Там — раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов
бытия человеческого, общественного и частного; в России, напротив
того, преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и
внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, ис­
кусственного и нравственного... Раздвоение и цельность, рассудочность
и разумность будут последним выражением западноевропейской и
древнерусской образованности.







Date: 2015-07-23; view: 773; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию