![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Общие методологические установки концепции политических сетей
Сетевой подход к политике и публичному управлению является нфажением не только споров, которые ведутся между представителями различных политико-управленческих теорий, но и ответом на из-мгпсния условий, в которых осуществляется политика и управление нГицсчггвенными делами. Экология публичного управления за послед-iiiii' десятилетия существенно изменилась, что заставляет искать in тыс модели управления помимо рыночных и иерархических адми- нистративных. Выросшая плюрализация общественных структур, сложность взаимоотношений между различными группами населения, высокий уровень общественных потребностей и ожиданий, большой масштаб неопределенности и риска, возросшее влияние международного фактора на внутреннюю политику государства, информатизация общества, падение доверия населения к центральным органам управления — это и многое другое привело к пересмотру традиционных управленческих подходов, особенно тех, где умалялись особенности публичной сферы, как, например, в новом государственном менеджменте, который получил даже наименование неотейлоризма. Кратко основоположения теории политических сетей сводятся к следующему. Во-первых, теория политических сетей реконструирует отношения между государственным управлением и современным обществом. Вместо попытки редукции сложности общества для эффективного управления, она включает рост сложности в качестве необходимой предпосылки выработки политики и осуществления управления. Понятие “сеть”, кажется, становится “новой парадигмой архитектуры сложности” (Kenis, Schneider, 1991, p. 25). Что является более значимым: политические сети открывают правительство перед обществом. Концепция политических сетей относится к концепциям среднего уровня, т.е. в ней раскрываются не отношения между собственно обществом и государством, а между управленческими структурами, общественными и бизнес ассоциациями. Во-вторых, теория политических сетей восстанавливает связи между управлением и политикой. Новый государственный менеджмент объявлял свое безразличие к политике. Наоборот, подход с позиций политических сетей к государственному управлению проявляет интерес к политической сцене. “Политика и управление не могут быть разделены по различным причинам, включая потерю ясности в определении государственной службы и потерю согласия относитель| но того, кто уполномочен на подобные услуги”, - пишет Р* Келли (Kelly, 1998, р. 205). Некоторые защитники нового государе венного управления доказывают, что их подход, вероятно, включает больше ответственности (больше, чем подход к управлению с позиции государственной бюрократии), так как он предлагает больше надежды для того, чтобы индивид обладал большими полномочиями и имел больше нужды быть ответственным перед потребителем. “Даже если это само собой разумеется, тем не менее, нам все еще нужно знать, — пишет Келли, — как новый государственный менеджмент отвечает на проблему, что граждане в демократической политии примут выбор, сделанный децентрализованным агентством, безродной организацией или аполитичным, ориентированным на эффективность и действенность менеджером? Открытая демократическая полития требует большего, чем удовлетворенных потребителей” (ibid). Концепция политических сетей в этом отношении включает в рассмотрение широкий спектр политических проблем. Не случайно, что многи- ми исследователями подчеркивается ее несомненная связь с политической наукой, а внутри нее с теорией демократического принятия политических решений и выработки политической стратегии. Концепция политических сетей меняет ракурс рассмотрения государства как агента политики: (1) в противоположность идее доминирующей роли юсударства в выработке политики, при сетевом подходе государство и его институты являются хотя и важным, но лишь одним из акторов производства политических решений; (2) в противоположность идее относительной независимости государства в политике, в концепции политических сетей государственные структуры рассматриваются в качестве “сцепленных” с другими агентами политики и вынуждены штупать в обмен своими ресурсами с ними; (3) в противовес идее государственного управления как иерархически организованной системы, сетевой подход предлагает новый тип управления — “руководст-но” (governance), общая характеристика которого нашла выражение и формуле “управление без правительства” (“governing without government”) (Rhodes, 1997) или “руководство без правительства” (“governance without government”) (Rosenau, Czempiel, 1992; Peters, 1998). В-третьих, ученые, которые разрабатывают теорию политических сетей, включают в свои размышления моральное измерение управления и процесса производства политического решения. Это означает, что данная теория государственного управления близка к поли-шческой философии и ценностно-ориентированному подходу (Wam-sley, Wolf, 1996; March, 1997; Harmon, 1998). Как Таня Берцель подчеркивает, “есть много работ по политической сети, в которых признается, что идеи, верования, ценности и консенсуальное знание обладают объяснительной властью при изучении политической сети. Гем не менее, критика рационалистических институционалистских подходов к политическим сетям пропускает фундаментальную позицию: идеи, верования, ценности, идентичность и доверие действительно не только имеют значение для политических сетей; они являются конструктивными для логики взаимодействия между членами ггти” (Borzel, 1998, р. 264). В-четвертых, хотя понятие “институт” играет значительную роль в теории политических сетей, однако не институты, а связи и отношения составляют ключевой пункт рассмотрения: “По-видимому, иге аналитики теории сетей разделяют предпосылку, что завершенное объяснение для некоторых социальных феноменов требует знания н:шимоотношений между системными акторами” (Knoke, 1990, р. 9). Каким образом определяются сети и политические сети? “Сеть... состоит из акторов и отношений между ними, а также из определенных действий, ресурсов и зависимостей между ними”, - пишут Х.Хакан-<он и Я.Йохансон (Hukanson, Johanson~ 1998, p. 48). Р.Родес подчеркивает значимость структурных отношений между политическими институтами в качестве решающего элемента политической сети, а не
межперсональных отношений внутри институтов (Marsh, Rhodes, 1992, p. 9). В сетях выделяются реляционное содержание и форма (Knoke, Kuklinski, 1982, p. 15). Содержание отношений отсылает к существу возникших связей (трансакционные, коммуникационные, инструментальные, сентиментальные, властные, родственные и др.), а реляционная форма означает интенсивность и силу связей, а также уровень взаимной вовлеченности в одну и ту же деятельность. В-пятых, в теории политических сетей проблема эффективности -управления рассматривается не в аспекте отношения “цели —средства”, а в аспекте отношения “цели —процессы”. Хотя и здесь оценка эффективности политических сетей, служащих удовлетворению каких-либо общественных потребностей, часто оценивается по качественным параметрам этого удовлетворения (см., например: Milward, Provan, 1998; Provan, Sebastian, 1998), однако политические сети можно оценивать и по такому параметру, как трансакционные издержки, т.е. по затратам на переговоры, на интеграцию и координацию своей деятельности (Hindmoor, 1998). Фактически, здесь гово-1 рится скорее о действенности, чем эффективности. Тео Туунен демонстрирует это на уровне коллективного выбора и утверждает здесь значимость интегрированности и легитимности: “Ключевой пункт административных ценностей относится к качеству коллективного выбора или совместному выбору решения” (Тоопеп, 1998, р. 246). пг 4.3. Понятие “политические сети” По вопросу определения понятия “политическая сеть” между исследователями нет особых споров. В целом ясно, что это понятие может быть сформировано путем определения участников, составляющих сеть, и характера отношений между ними. В отличие от понятий система или структура здесь акцент делается на активном и осознанном взаимодействии акторов, формирующих политическое решение и участвующих в его выполнении. Вместе с тем и рынок, и традиционное иерархическое управление не исключают этой активности и осознанности участников формирующихся связей. Следовательно, политические сети должны обладать какими-то качествами, которые отличали бы их как новую форму управления. Приведем ряд суждений на эту тему. Для Р.Родеса политические сети формируются в различных секторах политики современного государства (здравоохранение, сельское хозяйство, индустрия, образование и т.д.) и представляют собой комплекс структурных взаимоотношений между политическими институтами государства и общества. Он подчеркивает значение именно институциональной составляющей политической сети и ее ограниченность определенными секторальными интересами. Родес включает в рассмотрение и обмен ресурсами между членами сети в процессе налаживания отношений (Rhodes, Marsh, 1992, p. 10 — 13). Таня Берцель, анализируя две школы в концепции политических “етей — немецкую и английскую, дает следующее определение: “По-штическая сеть представляет собой набор относительно стабильных н:тимооотношений по природе неиерархических и взаимозависимых, г нязывающих многообразие акторов, которые разделяют относительно политики общие интересы и которые обмениваются ресурсами для того, чтобы продвинуть эти интересы, признавая, что кооперация является наилучшим способом достижения общих целей” (Borzel, 1998а, р. 254). В этом определении обращает на себя внимание то, что участники политической сети преследуют не сепаратные, а общие интересы и что они выбирают для их достижения кооперативные способы деятельности. Следует отметить и то, что таких участников множество и они различны. Авторы книги “Сравнение политических сетей. Политика в сфере груда в США, Германии и Японии” используют понятие организационного государства для описания возникающих отношений между различными участниками принятия политических решений. “Межорганизационные сети, — пишут они, — позволяют нам описывать и анализировать взаимодействия между всеми значимыми акторами политики — от парламентских партий и министров правительства до ассоциаций бизнеса, профсоюзов, профессиональных обществ и групп общественных интересов... В качестве эмпирической системы организационное государство не обеспечено полной поддержкой пра-новых регулятивов. Его возникновение в действительности отражает и формальную и неформальную власть производить решения, которая пронизывает государство и общество” (Knoke, Pappi, Broadbent, Isujinaka, 1996, p. 3). В качестве аналитических категорий, описы-мающих организационное государство, они предлагают “сферу поли-тки” (“сложную социальную организацию, в которой производятся коллективно увязанные решения”), структурными компонентами ко-юрой выступают акторы политики, политические интересы, властные отношения, коллективные действия и совместно занятые позиции (ibid, p. 9, И). Лоренц Отул предлагает следующее определение: “В более конкретном смысле сети включают межагентские кооперативные ставки, межуправленческие структуры программного менеджмента, сложное множество соглашений и государственно-частное партнерство. Они i;ik же включают системы предоставления услуг, основанные на комплексе провайдеров, который может включать публичные агентства, частные фирмы, неприбыльные и даже укомплектованные волонтерами организации, все из которых связаны взаимозависимостью и ин-• гресами, закрепленными определенной совместной программой” (OToole, 1997, р. 446). Здесь проведено различие между элементами сети, которые связаны с принятием решений по политическим во- просам, и теми элементами, которые на основе этих решений предоставляют услуги. Таким образом, политические сети обладают рядом характеристик, которые отличают их от иных форм управленческой деятельности в сфере публичных потребностей и интересов. Во-первых, сети представляют собой такую структуру управления публичными делами, которая связывает государство и гражданское общество. Эта структура эмпирически наблюдаема и теоретически описывается как множество разнообразных государственных, частных, общественных организаций и учреждений, которые имеют некоторый общий интерес. Во-вторых, политическая сеть складывается для выработки соглашений в процессе обмена имеющимися у ее акторов ресурсами. Это означает, что существует взаимная заинтересованность участников сети друг в друге. Ресурсы могут быть распределены неравномерно, но независимо от степени их концентрации и определенного доминирования ряда участников сети последние вынуждены вступать во взаимодействие. Между участниками сети существует ресурсная зависимость. В-третьих, важной характеристикой политической сети выступает общий кооперативный интерес. Многие исследователи подчеркивают эту черту особенно, так как она отличает данную регулятивную систему от рынка, где каждый участник преследует прежде всего свои собственные интересы. В-четвертых, с точки зрения выработки политических решений участники сети не выстраиваются в некоторую иерархию, где какая-либо организация имеет преимущество с точки зрения ее властной позиции. Все участники сети равны с точки зрения возможности формирования совместного решения по интересующему вопросу. Здесь наблюдаются не вертикальные, а горизонтальные отношения. В-пятых, сеть представляет из себя договорную структуру, состоящую из набора контрактов, возникающих на основе согласованных формальных и неформальных правил коммуникации. В политических сетях действует особая культура консенсуса. В целом политическая сеть представляет собой систему государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на основе ресурсной зависимости с целью достижения общего согласия по интересующему всех политическому вопросу, используя формальные и неформальные нормы. Date: 2015-07-22; view: 652; Нарушение авторских прав |