![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Политические сети и сравнительная политология
Особенностью развития политической науки во второй половине XX в. является внимательное отношение к методологии исследования. Интерес к методологическим проблемам выразился в создании особой суботрасли в рамках политической науки со своими специалистами, публикациями и стратегией. Хотя кризис бихевиорализма и г i руктурного функционализма в конце 60 — начале 70-х годов в том числе характеризовался критикой методологической строгости, тем иг менее на смену одним методологическим богам пришли другие. Известно то внимание, которое в послекризисный период получили методологии публичного выбора, неоинституционализма, теории обмена, научного реализма, политической герменевтики и др. В последние годы влиятельным в исследовании политических процессов и управления стало концептуальное направление, в основе которого “сжит понятие “политическая сеть” (policy network). Статус этого направления до сих пор не определен. Одни говорят о том, что использование понятия “политическая сеть” лишь формирует некоторый исследовательский инструментальный подход к изучению поли-1и к и и управления, другие наделяют его статусом концепции, третьи пишут о разработанной новой политико-управленческой теории, а некоторые вообще говорят об удачной метафоре. Несмотря на раз-1ИЧИЯ, которые существуют между этими оценочными суждениями, i м-дует сказать, что это исследовательское направление набирает вес, < ишовится все более и более оснащенным собственным концептуальным аппаратом, все чаще используется для анализа политики и управления, приобретает свою философию, а соответственно растет число его сторонников. Существуют две основные школы, которые используют сетевой подход в качестве методологии исследования политики. Англосаксон- iM/я школа считает плодотворным использование сетевого подхода при изучении взаимодействия государства и заинтересованных групп..1дс'сь концепция политических сетей противопоставляется плюралис-игк'скому и корпоративистскому подходам, используемым для опи-1.Н1ПЯ посредничества интересов. Род Родес и Дэвид Марш, которые чаще* всего упоминаются в качестве представителей этой исследова-и м.ской школы, относят концепцию политических сетей к концепци- ям среднего уровня: “Под этим мы понимаем, что этот концепт обеспечивает связь между микро уровнем анализа, который имеет дело с ролью интересов и правительства в отношении к особым политическим решениям, и макро уровнем, который концентрируется на более широких вопросах относительно распределения власти в современном обществе” (Rhodes, Marsh, 1992, p. 1). Немецкая школа обра-? щает внимание на сети в политике как современную форму государственного управления, отличную от иерархии и рынка. В этом отно-1 шении концепция политических сетей стартовала с той же основной! идеи, как и новый государственный менеджмент: современному госу-1 дарству не удается обеспечить удовлетворение общественных потреб-' ностей, есть настоятельная потребность изменить иерархическое администрирование на новую форму управления. Но если государственный менеджмент в поисках новых подходов делает акцент на рыночной экономике, то теория политических сетей пытается обосно-ваться, учитывая коммуникативные процессы постиндустриального общества и демократическую практику современных государств. Kai подчеркивает Таня Берцель, для производства общественных благ го! сударство все более и более зависит от других акторов и субсистемЙ в этой ситуации взаимозависимости между общественными и частны-1 ми акторами ни иерархия, ни рынок не являются эффективными * структурами для координации интересов и ресурсов различных акторов, включенных в процесс производства политических решений; как результат, доминантной моделью управления становятся политические сети (Borzel, 1998, р. 358). Сетевой подход к исследованию политики и государственного управления включает в качестве базовых некоторые идеи, которые часто не являются самоочевидными и не лежат на поверхности. Они должны быть прояснены, чтобы провести четкую линию между кон цепцией политических сетей и иными политическими и управленчес кими аналитическими подходами. Некоторые из этих идей являются старыми, и Питер Богесон и Тео Туунен используют формулу “назад в будущее” для объяснения истории данной теории (Bogason, Toonen, 1998, p. 209 — 212). В этом отношении следует отметить, что концепция политических сетей действительно возникла не на пустом месте. Уже в 50 — 60-е годы выработка государственной политики в США исследуется в аспекте управленческих субсистем, в которых взаимодействуют бюрократия, конгрессмены и заинтересованные группы (Freeman, 1955). Но именно в Великобритании, как подчеркивают Род ее и Марш, концепция политических сетей выросла из теории межорганизационных отношений (Rhodes, Marsh, 1992, p. 8-10). Вообще, концепция политических сетей имеет ряд источников и отправных точек: организационная социология и академическая теория бизнес администрирования (Frederickson, 1999, р. 705); социальный структурный анализ (Knoke, 1990, р. 7—8; Borzel, 1998a, р. 255); институциональный анализ, теория общественного выбора и пеоменеджеризм (Bogason, Toonen, 1998, p. 220 — 223). Некоторые исследователи выделяют различные подходы в рамках концепции политических сетей, которые определяются господствующим основанием: подход с позиций рационального выбора, подход с точки зрения персонального взаимодействия, формальный анализ сетей, структурный подход к сетям (Marsh, Smith, 2000, p. 4-5). Концепция политических сетей вписывается также в контекст философской дискуссии между либералами и коммунитаристами на Западе (см.: Smorgunov, 1999). Но смысловые значения многих высказанных в предыдущих теориях идей становятся сегодня новыми, так как они включены в новый “текст” политической и управленческой науки 90-х годов. В данной части работы мы остановимся на следующих темах: плюрализм, корпоративизм и политические сети; общие методологические установки концепции политических сетей; понятие “политические сети”; виды политических сетей; понятие “руководство” в концепции политических сетей; изучение политических сетей в сравнительной политологии.
Date: 2015-07-22; view: 661; Нарушение авторских прав |