![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Критика использования теории рационального выбора в сравнительной политологии
Ранее уже говорилось о том, что теория рационального выбора принимается далеко не всеми в качестве методологии исследования. В сравнительной политологии так же существует довольно значительная критическая волна. Дэвид Сциулли, посвятивший этому специальную статью (Sciulli, 1992), указывает на четыре направления критики использования теории рационального выбора в сравнительных исследованиях: 1. Теоретики рационального выбора преувеличивают или “доброе” локковское направление социальных перемен, или “злоб-ннг* гоббсовское. Им не удается концептуально объяснить разрывы в любом из направлений, если оно сопоставляется с практикой. 2. Теоретики рационального выбора преувеличивают рынок, иерархии и корпорации в качестве доминантных институциональных и орагнизационных форм современных гражданских обществ. Им не удается концептуально объяснить профессии, университеты, исследовательские отделения корпораций или другие совещательные структуры. .4. Теоретики рационального выбора вежливо отрицают предположения нормативных теоретиков о том, что современные акторы разделяются интернализованные нормативные мотивации и что это объяс-ммгг социальный порядок. Им не удается объяснить институционализированные нормативные ориентации и как они определяют хорошее направление социальных перемен посредством ограничения максимизации частного интереса. 1 Теоретики рационального выбора преувеличивают “права” ак- ои и их одобрение основного распределения прав в гражданском Им не удается концептуально объяснить ни наличия, ни отсутствия институциональных нормативных границ, налагаемых на волюнтаристские опыты коллективной власти в гражданском обществе (ibid, p. 167-168). Другой исследователь-компаративист обращает внимание на ограниченность теории рационального выбора в том смысле, что она не учитывает культурную сложность современных обществ, чрезвычайно упрощает и делает абстрактным характеристики рациональных агентов и структур. Она является безразличной к значимости культурных норм и ценностей (Little, 1991, р. 43). Вместе с тем, Литтл допускает возможность объединения теории рационального выбора с другими институциональными теориями (социально-историческими, социологическими). Теория рационального выбора и базирующаяся на ее основе одна из ветвей неоинституционализма может быть раскритикована и по другим позициям, но несомненной ее заслугой является возможность моделирования политических процессов при определенных допущениях и использования этих моделей в качестве средства анализа, в том числе и сравнительного. Да и сами теоретики рационального выбора отнюдь не претендуют на всеохватность их теоретических построений. От многих других исследователей их как раз отличает относительно точное знание предпосылок своих концепций и моделей, а следовательно, их теоретических возможностей. Date: 2015-07-22; view: 845; Нарушение авторских прав |