![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Теория игр
Выше уже описывалось значение теории игр для понимания политики. Здесь же отметим следующее. В теории игр принимаются допущения рационального поведения, и объяснение политических действий различных акторов (индивидуальных и коллективных) строится на основе некоторых моделей, в которых предполагается, что все участники игры будут действовать оптимально, т.е. добиваться выигрыша. Все участники игры должны выбирать некоторые стратегии поведения; каждый участник выбирает одну стратегию, а результат определяется усилиями всех игроков, каждый из которых следует избранной стратегии. При этом считается, что правила игры (которые определяют избираемые стратегии) и выигрыш являются фиксированными и установленными до начала игры. Если правила и выигрыш фиксированы, то игрок имеет возможность выбирать оптимальную стратегию, максимизирующую его выигрыш, при условии, что и другие поступают так же. Мартин Шубик, описывая использование теории игр в политической науке, выделяет следующие области исследования: голосование, власть, дипломатию, переговоры и сделки в политическом поведении, формирование политических коалиций между группами и торговлю голосами (логроллинг) (Shubik, 1983, р. 385 — 393). Он подчеркивает, однако, что при изучении реальных политических феноменов использование простых моделей игр наталкивается на проблему необходимости ослабления предварительных допущений. Так, если индивиды не знают предпочтений других индивидов, то в своем стратегическом поведении они должны оценивать недостатки и обстоятельства получения неверной информации (ibid, р. 388). Джордж Цебелис специально анализирует проблему возможности “неоптимального” поведения в политической игре, устанавливая такие его условия, как действие актора одновременно в различных сферах и его стремление к инновации, т.е. к изменению существующих правил игры. В последнем случае актор включен и в основную игру, и в игру, касающуюся институционального дизайна этой основной игры (Tsebelis, 1990, р. 7-8). Следует заметить, что теория игр, как и в целом теория рационального выбора, особое значение придает теоретическим моделям в исследовании. Совершенствование теоретических моделей путем уточнения или пересмотра их предпосылок на основе сравнения этих моделей с наблюдаемыми фактами является стандартным методом научного исследования. Теория игр в этом отношении не является несовместимой с многими другими аналитическими подходами, если удается в исходную теоретическую модель игры вставить аргументы, объясняющие возможные отклонения от простых предположений. Более того, как пишет Бернард Грофман, нет непроходимой пропасти между теорией рационального выбора и культурологической методологией; в этом отношении он приветствует “мягкий” подход протагонистов рационального выбора к изучению политики (Grofman, 1997, р. 80 — 81). Концепция “картельных партий” создана не без влияния теории игр, где поведение участников политической конкуренции описывается по аналогии с экономической теорией олигополии. Правда, олиго-иолистическая конкуренция не всегда сопровождается формированием “политических картелей”; последние являются лишь одной из возможных стратегий участников политической борьбы. Политичес- кая олигополия — это структура политического рынка с относительно небольшим числом партий и ограниченным доступом к рынку новых партий. По аналогии с экономической олигополией (Нуреев, 1998, с. 249 — 251) политическая олигополия обладает следующими признаками: (1) немногочисленность партий в политической системе; (2) высокие барьеры для появления новых партий; (3) всеобщая взаимозависимость партий при выработке стратегий политической борьбы. Кооперативное и некооперативное поведение партий в олигопо-листической структуре описывается с помощью ряда игровых моделей, основными из которых являются “дилемма узника”, “модель тупика”, “модель цыпленка” и “модель страхования”. Игровая модель “дилемма узника” была разработана М.Флудом (Flood, 1952), а получила свое название в связи с историей, придуманной А.Такером для игр с двумя персонами (Tucker, 1950). Суть истории такова. Прокурор округа говорит одному из двух заключенных, подозреваемому в совершении преступления (заключенные находятся в разных камерах и не могут общаться друг с другом): “Если ты признаешься, а твой друг нет, то ты можешь получить минимальный срок; если и другой признается тоже, то вы оба получите умеренный срок. Если ни один из вас не признается, то вы получите меньший срок, чем если вы оба признаетесь; если ты не признаешься, а твой друг расскажет все, то ты получишь максимальный срок”. Это же говорится и второму заключенному. В отсутствии возможности общаться доминантной стратегией здесь для участников игры будет действие в одностороннем порядке, но при этом, выбрав подобную стратегию, участники ставят себя в менее выгодную позицию, чем если бы они кооперировали друг с другом. Кооперативное поведение в данном случае было бы наиболее выгодным с точки зрения индивидов, которые максимизируют свой интерес, но они вынуждены все же выбирать некооперативную стратегию. В “модели тупика” условия немного меняются. Пусть* за молчание заключенные получат больший срок, чем если бы они оба признались. Тогда при сохранении доминантной стратегии одностороннего действия некооперативное поведение было бы наиболее выгодным. “Модель тупика” делает акцент на принципиальной невозможности заключения союза между участниками игры, даже если бы они и имели возможность общаться друг с другом. Игра “цыпленок” описывает модели поведения двух игроков, когда взаимная конфронтация является наихудшим результатом. Пусть два гонщика мчатся навстречу друг другу с максимальной скоростью. Тот из них, кто первый увильнет в сторону, проигрывает игру. Эта игровая модель и названа по прозвищу, которое получает проигравший - “цыпленок” (“chicken”), или “слабак”, “молокосос”. Здесь нет доминантной выигрышной стратегии для двух игроков, так как решение играть до конца или выйти из игры одинаково пагубны, но хуже всего - это победить обоим. Оптимальной страте- гией здесь является та стратегия, которая выбирается в зависимости mi поведения соперника. Если один выбирает стратегию “увильни и,”, то другой — мчаться вперед, и наоборот. Наконец, “модель страхования” предполагает, что кооперативное поведение обоих участников игры является наиболее выгодным и оп-тимальным, но оптимальным так же является взаимный отказ от сотрудничества, хотя подобное поведение может быть не связано с вы-игрышем, а связано с попыткой избежать риска при разнонаправлен-ных действиях. Модели игр с двумя персонами и ненулевой суммой широко ис-пользуются в политической науке для описания стратегии политичес-|ни1 борьбы партий и других акторов на внутренней и международной арене (Мангейм, Рич, 1997, с. 486-490; Shubik, 1983, р. 385-Ж Tsebelis, 1990; Forte, 1996, p. 145-176). Date: 2015-07-22; view: 1087; Нарушение авторских прав |