Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системный подход к обучению учащихся
В развитие теории систем внесли большой вклад работы Р. Аккоффа, В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Дж. Ван Гига, Е.И. Морозова, И. Пригожина, Т. Саати, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина.и др. При подготовке учащихся в ФМК исходят из системного понимания педагогических процессов. Система – совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая ряд специфических признаков: 1) целостность; 2) наличие структуры (наличие неделимых частей – элементов); 3) наличие связей и отношений между элементами; 4) тесные и специфические связи системы с внешней средой и относительная обособленность от окружающей среды; 5) иерархичность и многоуровневость; 6) наличие процессов передачи информации и управления; 7) подчиненность всей организации системы некоторой цели. Центральным системообразующим компонентом любой социальной системы является её цель. Целеустремленный характер педагогического процесса – один из основных отличительных признаков, обеспечивающий гарантированный положительный результат. Педагогическая система направлена на формирование и развитие личности учащегося. Это её глобальная цель. Элементы системного процесса обучения (цели, содержание, методы, средства, контроль, диагностика), функционируют в реальном учебно-воспитательном процессе. Принципы выступают в качестве основных правил, регулирующих учебный процесс. При этом важным принципом теории систем является структурно-функциональный принцип или принцип математизации, связанный с методами системных исследований. Важнейшими функциями системных методов является математизация описаний системных процессов. Суть структурно-функционального принципа заключается в следующем. «Если все характеристики объектов как систем зависят от свойств составляющих их компонентов и взаимосвязей последних, то эти характеристики могут быть выражены математически в виде функций той или иной структуры, элементами которой могут быть вещи, свойства, состояния, связи, стадии, фазы и этапы функционирования и развити.» (Система. Симметрия. Гармония, 1988). Любая педагогическая система включает в себя целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Результат – итог деятельности, соотнесённый с её целями. Результативность – совокупность положительных результатов, отслеживаемых (получаемых) в процессе, по завершении или отсрочению, спустя какое-то время после деятельности. Результативность следует отличать от эффективности. Эффективность – соотношение достигнутых результатов заданного уровня качества к уровню затрат на обеспечение данной деятельности. Системный подход формирует системное мышление. 5. Ресурсный подход – учёт возможностей и ресурсов (материальных, физических, моральных) для достижения цели. Ресурсный подход является определяющим в вопросе создания условий для организации эффективной подготовки учащихся. «Ресурс – запасы, источники чего-нибудь» (Ожегов, c. 677). Основные виды ресурсов – природные, экономические, трудовые. В нашем случае это материальные и человеческие ресурсы учреждения, в котором организуется учебный процесс. Условия– это обстоятельства, в которых работают участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, административный аппарат школы (школы / вуза) по подготовке учащихся. На педагогические условия эффективной реализации учебной подготовки влияют разные факторы: участники процесса, административно-чиновничий аппарат школы, наличие эффективных средств обучения и воспитания и т.п. При этом выделяются: 1) материальные и организационно-педагогические условия; 2) дидактические условия; 3) управленческие условия. Каждый из блоков включает в себя также общие и специфические условия. Общими условиями являются условия, формирующие образовательную среду, необходимую для протекания учебного и воспитательного процессов в любом школьном классе любого профиля. Специфические условия – это условия, которые определяют и формируют специальную образовательную среду обучения в каждом отдельном классе с учётом возраста учеников, профиля класса. 6. Средовой подход предполагает формирование учителем особой среды обучения для учащихся, способствующей наиболее эффективному усвоению учебного материала. Средовой подход тесно связан с ресурснымподходом, так как оба определяют условия условиями обучения. Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом (физическая среда) и личностью (социальная среда) [408, c.746]. Социальная среда – это «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности» [408, c.746]. Тогда образовательная среда процесса ППДОФ – совокупность социально-ценностных условий и обстоятельств (материальных, социальных, духовных), способствующая его вхождению в профессиональную сферу и позволяющая ему стать субъектом профессиональной деятельности. Образовательную среду необходимо создавать с учетом специфики контингента обучаемых, ибо, по образному выражению Н.В. Ходяковой, «если среду обучения не создавать целенаправленно и специальным образом, она всё равно формируется стихийно и также стихийно влияет на учебно-воспитательный процесс». Основным требованием к образовательной среде ФМК является наличие такого качества среды, как разнообразие. Разнообразие среды – форм, методов средств обучения и воспитания – вот то главное качество, влияющее на все виды условий. Такой взгляд обусловлен следующим. Учащиеся ФМК живут в интенсивном режиме постоянного поступления и усвоения учебно-научной информации. Мы придерживаемся положений модели семантической теории информации Ю.А. Шрейдера, согласно которой вообще информацией обладают только те сведения, которые изменяют запас знаний (тезаурус) приёмника информации. Далее мы разделяем взгляд на информацию У.Э. Эшби, который связывает понятие информации с понятием разнообразия, а количество информации он определяет как степень этого разнообразия (множество, состоящее из одинаковых элементов, не имеет никакого разнообразия, тогда количество информации о нём равно нулю). Закон необходимого разнообразия У.Э. Эшби лежит в основе кибернетики, и А.Д. Урсулл возводит этот закон в статус фундаментального. По концепции У.Э. Эшби, кибернетическая система может противостоять внешней среде только тогда, когда её разнообразие не ниже, чем разнообразие внешней среды. А.П. Усольцев, развивая идеи У.А. Эшби, по-новому освещает обучение и воспитание – как повышение разнообразия учащегося. Чем выше разнообразие образовательной среды, тем выше её образовательные возможности (сравним образовательную среду столичного города и образовательную среду районного поселка или деревни). В новом свете А.П. Усольцев представляет требования к выпускнику школы «как соответствие его разнообразия разнообразию окружающей среды», а также к организации внеклассной работы: без выхода за пределы школы «принципиально невозможно приобрести необходимое разнообразие, потому что сама школьная система не обладает разнообразием окружающей её среды» (Усольцев, с.87) (несоответствие не в пользу школы). По-новому трактуется компетентность: «человек компетентен в той или иной области, если его разнообразие не ниже разнообразия этой области» (Усольцев, с.86). Последнее вытекает из того, что компетентность человека проявляется тогда, когда среда повышает свое разнообразие (создает специфическую ситуацию), тем самым создавая проблему для субъекта. «Если в этой ситуации субъект может отреагировать адекватным повышением своего разнообразия, то он будет компетентен в этой области» (Усольцев, с.86). Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что создание образовательной среды, отличающейся высоким разнообразием, является основным общим условием подготовки учащихся физматкласса к профессиональной деятельности в области физики. Более того, так как среда постоянно повышает свое разнообразие, требуя повышения разнообразия объекта обучения, условия должны быть также изменяющимися (динамичными), и их разнообразие (количественное и качественное) также должно нарастать. В дальнейшем все виды педагогических условий (материальные и организационно-педагогические, дидактические, управленческие) рассматриваются в контексте средового подхода с позиций вышеизложенных собственных взглядов и взглядов вышеназванных авторов. Все условия должны быть созданы для формирования образовательной среды, отличающейся высоким разнообразием (информационной, коммуникативно-деятельностной, личностно-развивающей, творческой и т.п.) и обеспечивающей эффективность предпрофессиональной подготовки.
Date: 2015-07-11; view: 534; Нарушение авторских прав |